Полпотовский след на Луганщине
В середине 1980-х советник камбоджийского диктатора скрывался от возмездия в Стаханове
Автор, чей рассказ мы публикуем сегодня, пишет на литературных интернет-ресурсах под псевдонимом Ванико.
Он бывший сотрудник Генеральной прокуратуры СССР, служил в контрразведке, и часть его жизни была связана с Луганской областью.
Возможно, для кого-то его рассказы не представляют художественной ценности, но читать воспоминания Ванико о советской действительности довольно увлекательно.
Например, рассказ о камбоджийском преступнике, который скрывался в Стаханове.
Историческая справка
Государство на территории Камбоджи возникло до 612 года. Воевало с Таиландом и Вьетнамом. С 1880 года перешло под протекторат Франции. C 1942-го по 1945-й оккупировано Японией. В 1954-м получило независимость.
В 1970 году в стране произошел военный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Лон Нол. В том же году для поддержки правительства Лон Нола, развернувшего боевые действия против камбоджийских коммунистов - красных кхмеров, вооруженные силы США и Южного Вьетнама совершили вторжение в Камбоджу.
Погибло не менее 100000 мирных жителей.
В 1975 г. в результате гражданской войны к власти в стране пришли красные кхмеры во главе с Пол Потом.
Стране был навязан курс на построение «аграрного социализма», обернувшийся на деле геноцидом против собственного народа - по различным оценкам, было уничтожено от 1 до 3 млн. жителей страны, которая в это время именовалась Демократическая Кампучия.
В 1978 г. вспыхнул кампучийско-вьетнамский конфликт. Однако на сторону вьетнамцев практически сразу же начали переходить большие группы красных кхмеров, недовольных репрессиями в своей стране. В 1979 г. вьетнамские войска свергли режим красных кхмеров.
Окончательный вывод вьетнамских войск из Камбоджи произошел в 1989, но гражданская война в стране после этого продолжалась еще некоторое время.
В 2007 году практически все остававшиеся на свободе лидеры «красных кхмеров» были арестованы, и в настоящее время находятся под следствием для привлечения к трибуналу.Студенческая самооборона
После свержения в Камбодже режима красных кхмеров, возглавляемого Пол Потом, СССР восстановил с ней дипломатические отношения и в 80-е годы стал ведущим партнером Камбоджи в торгово-экономической сфере.
Предоставленная Союзом помощь сыграла ключевую роль в ликвидации последствий режима «красных кхмеров». В СССР, а также в самой Камбодже с помощью наших преподавателей прошли подготовку свыше 7 тысяч камбоджийских специалистов.
Определенная их часть обучалась в то время в учебных заведениях Украины, в том числе в одном из профессионально-технических училищ Стаханова.
Об их существовании я узнал после звонка директрисы училища, которая попросила встретиться с иностранными студентами.
- На предмет чего? - поинтересовался у нее.
- Прочесть лекцию о правовом положении иностранцев в СССР и их ответственности за совершение преступлений.
Ехать не хотелось (как всегда было полно работы), но пришлось - ее звонок продублировали из горкома.
При встрече с директрисой выяснилось, что студенты из Камбоджи обучаются у них уже несколько лет, причем отличаются скромностью, примерным поведением и высокой успеваемостью. Однако в последнее время местная молодежь стала нападать на приезжих.
Милиция же на это практически не реагирует. Вот они и интересуются допустимой самозащитой от хулиганов...
В аудитории находилось порядка сорока студентов - парней и девушек. Бросалась в глаза их азиатская внешность и миниатюрность.
- Совсем юные, - удивился я, - наверное, только после школы?
- Не скажите, многим из них под тридцать, и они давно женаты.
- А как с ними общаться без переводчика?
- Свободно. Это второкурсники, знающие наш язык.
Короче, лекцию я прочел и ответил на множество заданных вопросов. В том числе, могут ли иностранцы вступать в браки с русскими девушками, почему у нас пьют так много водки и как стать прокурором.
Расстались вполне доброжелательно и на прощание одна из студенток - миловидная камбоджийка подарила мне буклет с видами их страны.
По дороге из училища я заехал в милицию и зашел к заместителю начальника по службе подполковнику Черкаеву.
- Анатолий Алексеевич, только что встречался с камбоджийскими студентами - обижают их наши "расисты", направьте в училище дознавателя, пусть разберется.
- Нет вопросов, сегодня же пошлю. Но не такие уж они беззащитные.
И рассказывает: на прошлой неделе в ДК местные хулиганы действительно напали на трех иностранцев, но те так их избили, что вызванному наряду милиции пришлось отвезти дебоширов в больницу.
- Самое интересное то, - рассмеялся Черкаев, - что отделали наших профессионально. Владеют приемами рукопашного боя. Мне сержанты докладывали, что такого не видели. И это уже не в первый раз...
Спекулянты из Камбоджи
Мы завершали «чистку» города в преддверии очередного юбилея Стахановского движения. К празднованию готовились с размахом...
По нашей линии в городе был наведен относительный порядок... Дело оставалось за малым. Разобраться с городскими рынками. А их в Стаханове было два. Продовольственный - в центре города, и вещевой, на его окраине, в Ирмино.
Оба богатые, популярные в области и криминальные. Но если на первом мы хоть что - то сделали, посадив нескольких махровых спекулянтов, то на ирминском, как говорят, конь не валялся.
А там, между прочим, шла бойкая торговля редкими в то время импортными товарами, а также автомобилями и тяжелыми мотоциклами, в изобилии поступавшими на шахты и перекупавшимися кавказцами за баснословные деньги. Золотое дно для спекулянтов.
Наш ОБХСС долго закрывал на это глаза, но потом прозрел и, проведя серию рейдов, «повязал» нескольких «коммерсантов», изъяв у них массу различных товаров малазийского производства.
С задержанными плотно поработали и выяснили, что значительную часть импорта они приобрели у... камбоджийских студентов. При этом были названы конкретные лица.
Я, как милицейский куратор, санкционировал обыск в их комнатах в общежитии и оперативники, в сопровождении наряда ППС в форме, нагрянули туда.
Повезло. Нашли множество предметов спекуляции, в том числе порнографические видеофильмы, слайды и журналы.
Предательские фото
Но случился небольшой эксцесс. Когда попытались осмотреть чемодан с личными вещами одного из студентов, он неожиданно оказал активное сопротивление. Двое оперов в мгновение ока оказались сбитыми с ног, и только благодаря помощи сержантов буяна скрутили.
В чемодане не было ничего интересного за исключением значительной суммы денег, нескольких иностранных медалей и небольшого альбома с фотографиями. Но какими!
На одних этот «студент» был запечатлен в полевой тропической форме и с АК-74 среди многочисленных трупов, на других - с отрубленной женской головой и мотыгой в руках, а на третьих, в свите какого-то невзрачного типа в полувоенном френче сталинского типа.
Поудивлявшись, наши ребята все запротоколировали, запихали что-то визжащего бойца в «стакан» служебного УАЗа и отвезли его в ИВС.
А затем прикатили в прокуратуру, где выложили передо мной деньги, медали и этот самый альбом.
- Что делать?
Я, честно сказать, растерялся. Обыск и задержание камбоджийца мы провели вполне законно. Однако все-таки он иностранец. А тут еще эти медали и фотографии.
- Валерий Николаевич, - вякнул кто-то из оперов, - а вот это Пол Пот, - ткнул пальцем в типа во френче.
- Какой еще Пол? - озадаченно переспросил я.
- Ну, тот самый, про которого в газетах много писали в связи с геноцидом в Камбодже. Или не читали?
- С вами почитаешь, - пробурчал я и вспомнил, что зимой в горкоме лектор из Киева выступал на эту тему.
- Значит так, этому живодеру организуйте 15 суток «по мелкому» - в суд я позвоню, а мы пока во всем разберемся.
Когда оперативники уехали, я зашел к прокурору Стаханова, обрисовал ситуацию и показал ему альбом. Как и следовало ожидать, Валентин Иванович разорался: только садистов нам не хватало!
Я объяснил ему, что это, скорее всего, военный преступник, который укрываясь от возмездия, сбежал из Кампучии и «залег у нас на дно».
- А мне один черт, ты заварил всю эту кашу, ты ее и расхлебывай! Лучше всего спихни его «смежникам», может, это шпион?
Делать нечего, пошел звонить в КГБ. Там ответили, что начальник в отпуске...
Стал разбираться сам. Для начала съездил в училище и пообщался с директрисой. Та была от случившегося в шоке и глотала валидол.
- Не могу поверить. Этот Чан был старостой группы и самым уважаемым человеком среди студентов. Даже не знаю, что сообщать в область.
...Мы договорились, что она свяжется с консульством, сообщит о задержании их подданного и по возможности запросит дополнительные сведения о нем.
Обо всем доложил прокурору, который засомневался, стоит ли отдавать камбоджийца под суд. Мне было понятно, почему Валентин Иванович осторожничает - дел в отношении иностранцев раньше в городе не было, а в области их насчитывались единицы.
И кто его знает, что это за Чан? А вдруг герой войны, поскольку имеет награды. Да, здесь можно попасть в "историю". И со "смежниками" не проконсультируешься, а у них наверняка есть дополнительная информация по камбоджийцам. Но без начальства они мне хрен что дадут.
Я отправился в горком, и там в идеологическом отделе нашел все, что требовалось.
Оказалось, что режим Пол Пота приказал долго жить.
Его с остатками бригад красных кхмеров вьетнамцы загнали в джунгли и объявили международным преступником. Сподвижников же диктатора отлавливали по всей Малайзии, казнили и отправляли в тюрьмы.
Наш Чан, скорее всего, и был одним из таких.
Смерть. Без дипломатических проволочек
А еще через пару дней в город из Киева приехал консул в сопровождении переводчицы и двух сотрудников. Была встреча в прокуратуре. Выяснилось, что задержанный нами Чан вовсе не Чан, а офицер тайской спецслужбы, состоявший при "режиме" в качестве советника. А тип во френче, с которым он запечатлен на снимке, - кровавый диктатор Пол Пот.
Консул выразил желание выдать им Чана без привлечения к уголовной ответственности в нашей стране.
- А что ему грозит по вашим законам? - спросил прокурор.
- Казнь, - был лаконичный ответ.
Возражать мы не стали, тем более, что уголовное дело против задержанного еще возбуждено не было. Обошлись и без лишних дипломатических "проволочек", получив от консула расписку о передаче ему Чана.
- Только, чтоб по дороге не сбежал, очень уж дерзкий, - напутствовал его Валентин Иванович.
Когда переводчица передала камбоджийцу эти слова, он ухмыльнулся, что-то прошипел и ткнул пальцем в небо.
- От нас он может убежать только туда, - невозмутимо перевела женщина
Коментарів 7