Звучная художественная фамилия Тронза
Некоторые даты, со временем утратив свой народомобилизующий общественно-политический заряд, для отдельных людей по-прежнему лично значительны.
7 ноября исполнилось 70 лет художнику-стахановчанину В.М.Тронзе.
Сколько же творчески «наследил» за свою более чем 45-летнюю жизнь в искусстве выпускник 1957г. изостудии ДК им. Горького, воспитанник самого И.К.Губского, еще не заслуженного в то время художника Украины!
Его картины – притягательное ядро каждой городской художественной выставки. 6 из них определяют весомость коллекции местной живописи в фондах музея г.Стаханова.
Выплескивая на холст собственные замыслы или обращаясь кистью к опыту великого Караваджо, художник знает: реализм, как метод отражения правды жизни в искусстве, не бывает красным или белым, безусловной классикой или глянцевой картинкой в угоду покупателю-любителю раскрашенных фотографий.
Он может быть только честным и настоящим! По верности натуре, по чувству, по мастерству. Воспоминания, заметки, наблюдения, поздравления и пожелания к юбилею Владимира Михайловича многокрасочны, как палитра, и далеки от официоза поздравительных адресов, творчески интересны.
«С Владимиром Михайловичем впервые встретился в Стахановских мастерских Луганского художественного фонда. Я только начинал, а он был уже уверенным, опытным живописцем. Натуру хватал цепко, на лету! Не успел оглянуться – у него на листке уже готов мой портрет карандашом, который я храню до сих пор. Потом видел, как он выкладывался в работе над образом шахтера из бригады Героя Социалистического труда Г.Мордовцева с шахты им.Чеснокова. И так всегда, будь то производственный заказ или творческая задумка. При большом общепризнанном потенциале он всегда ревностно выполнял свое художническое предназначение. Принципиален, горит искусством, личность цельная, волевая, энергичная. О других всегда отзывался чистосердечно и радовался их успехам в творчестве и в жизни. Близок он мне и общим увлечением спортивной закалкой, поддержкой формы. У меня даже такое поэтическое сравнение родилось: «…держит кисть так крепко, как гантели…». Но он так и не знает, что я ему «отдячил» за тот первый портрет: тоже «снял» с него незаметно зарисовку. В ближайшее время подарю и обязательно поздравлю…»
Николай Чуйков, художник.
«Всегда воспринимал Володю как чистого художника, далекого от денежных интересов, думающего прежде всего об искусстве. Даже в молодости при модной тогда среди художников модильяновской богемности, неустроенности, бессребреничестве, у него это была не поза, а как-то совпадало с личностью. За что бы Тронза не брался, творческий рост, поиск нового- были основным, свое никогда не приукрашивал, не хвалился. В этом проявляется сильный, большой, настоящий художник. За что я всегда его уважал и уважаю.»
Иван Герасименко, художник-дизайнер.
«Благодаря полученной у Владимира Михайловича крепкой подготовке по основам рисунка и живописи, я поступил в высшее художественное учебное заведение и овладел специальностью, о которой мечтал. Заниматься у него было нелегко, как учитель Владимир Михайлович требователен, но я чувствовал свой рост, старался и не жаловался. Поэтому говорю: он замечательный человек и талантливый художник и желаю ему здоровья, удачи, вдохновения».
Станислав Костик, выпускник
Харьковской Академии дизайна и искусств,
дизайнер Киевского рекламного агентства «Провід»
«Как большинство молодежи мастерских, я, в то время второкурсник Львовского полиграфического института им. Федорова, благоговел перед грамотным профессионалом, редкого тогда здесь образования (Луганское училище, Харьковский художественный институт, знаменитые педагоги!) естественно предполагавшего и талант. А к тому же и звучная художественная фамилия «Тронза»! Позже, работая рядом, сталкиваясь на худсоветах, учился у него, внимательно присматриваясь, узнавал много интересного. Все в его работах мастерски скроено и написано, красиво по живописным решениям. К людям, изображенным на полотнах, возникало чувство близости, узнаваемости. Его манера напоминала мне творчество румынского художника Корнелио Баба. Та же сдержанная цветовая гамма, хмурая на первый взгляд, но точная по передаче внутреннего состояния! Владимир Тронза был и остается ведущим живописцем города. И мое уважение к его таланту неизменно. И, когда на городской выставке мои работы рядом с его, я чувствую внутреннее удовлетворение. Желаю этому талантливому человеку здоровья и творческих успехов. Мы живы, пока творим.»
Леонид Якименко,
преподаватель Стахановского педколледжа,
художник-график.
«С Володей Тронзой знакомы, работали и дружим семьями вот уже 45 лет! Ездили много раз на этюды, находили взаимопонимание творческое и человеческое. Сильный живописец, хороший, прямой, искренний человек. Многим помогал знаниями, практическими советами. После окончания института отдавался творчеству. Но областной худсовет часто критиковал его произведения, ломал автора под общую заданную планку, принятые нормативы, не рекомендовал на выставки. Володя спорил, отстаивал свое, переделывал, не успевал… А потом понял: приспосабливаться - не для него! Но не будучи высоко вознесенным, он все равно состоялся!».
Александр Смирнов,
художник , г. Кировск.
«В 2000-е годы Владимир Михайлович работал в Стахановском профессиональном лицее № 62. Занимался рекламой учебного заведения, художественным оформлением помещений, создал панно в холле 2-го этажа. Руководил организованной при лицее изостудией, ребята из которой участвовали в областной выставке, где работа Оли Гапотченко заняла призовое место! 75- и 80-летний юбилей лицея украсили персональные выставки его произведений. Он - профессионал своего дела, творчески и человечески разделявший наши заботы. Благодарим и поздравляем!»
Игорь Квак, зам. директора
Стахановского профессионального лицея №62
А сколько могли бы добавить к сказанному В.Рябоконь, А.Андросков, Б.Арещенко! Кого уж нет, а кто далече… Они тоже понимали, что к общему и к своему счастью, живописец Тронза не стал в творчестве заложником только шахтерско-производственной темы. В его наработках жизнь города отразилась полнокровно, естественно и многолико: уютные дворики и рабочие окраины, сюита пейзажей окрестной Николаевки, прелестные этюды городского парка, образы известных стахановчан, детей, женские портреты, «вкусно-душистые» плоды и цветы наших садов, огородов, полей! Плюс масштабные настенные росписи и оформление в 1970-80-х гг. учебных и внешкольных заведений города, зданий общественно-культурного назначения в гг. Стаханов, Алмазная, Ирмино.
Владимир Михайлович не дружит с высокими словами, прост и строг, не старается понравиться собеседнику, никогда не ухаживал за славой. Натура глубокая, самобытная, ранимая, тонкой душевной организации, он так и не вписался в общепринятые идеологические, рыночные, эстетические форматы. Живет и работает по собственному закону: «Без творчества не бывает художников…»
Гавричкова Н.Ю.,
заведующая художественным отделом музея