Художники о Стаханове и стахановчанах
История нашего города значительна событиями и личностями, поэтому оправдан интерес к ней художников Украины, произведения которых экспонирует и хранит Стахановский историко-художественный музей.
Еще в 1930-х годах в советском изобразительном искусстве нашел отражение трудовой подвиг Алексея Стаханова и его последователей в различных сферах производства.
Размах движения передовиков труда в 1960 - 70-х годах, юбилеи стахановского почина привлекли внимание к этому героико- трудовому мотиву и художников Луганщины.
К образу А. Стаханова обращались многие художники в скульптуре и живописи. В живописной картине заслуженного художника Украины В. М. Кикинева, А. Стаханов молодой, энергичный, полон сил и уверенности, герой времени, совершивший подвиг, достойный масштаба огромной страны СССР. Он идет с бригадой в шахте с полной уверенностью в победе.
К 70-летию юбилея стахановского движения луганские художники подарили музею рабочую модель монументального памятника “А. Стаханов”, установленного у ПКиО «Горняк».
Восьмиметровый памятник, выполненный группой скульпторов в составе П. И. Кизиева, А. А. Редькина, А. Ф. Самуся, И. М. Чумака и архитектора Г. Г. Головченко к 50-летию стахановского движения, стал символом нашего города.
А. Стаханов изображен во время выхода из шахты после рекорда и как бы приглашает к продолжению и умножению его достижения.
Серьезным и сосредоточенным показал Алексея Стаханова скульптор А. П. Бирюков (г. Стаханов) в бетоне. Его плечо, как угольный пласт. Имя человека ассоциируется с природным материалом: “Стаханов - это уголь”.
Полная противоположность предыдущим портретам А. Стаханова - работы заслуженного художника Украины В. М. Черникова (г. Киев). В преклонном возрасте, зрелый человек, сложив руки, позирует художнику. Известность и молодость остались в прошлом.
В чертах лица едва просматривается былая удаль. Смотрят отрешенно синие глаза и в них можно прочитать: “жизнь прошла”. Все осталось позади: подвиг, слава, почет. Позируя, он как бы снисходит до художника в том, что для самого уже суетно и малоценно. Герой в портрете уступает место человеку.
В 1985 г. из ДХВ Украины в музей поступили плакаты, символизирующие и пропагандирующие стахановское движение с символическими названиями: “Умножай традиции стахановского движения!”, “Несите дальше эстафету”, “Всегда светить нам будет подвиг” (авт. Ю. И. Полторак), “Родина сильна нашим трудом” (авт. Б. Я. Хенкин), графический лист “Делу Стаханова расти и крепнуть” (авт. Ю. В. Денин).
Такие плакаты призывали, обязывали и наставляли работать по-стахановски простых тружеников, наследовать и передавать молодежи трудовые традиции.
Целую галерею портретов живописных, графических, скульптурных шахтеров-стахановцев сохраняет для потомков музей. Заслуженный деятель искусств Украины А. Ф. Фищенко (г. Киев) специально приезжал в наш город для написания серии “Шахтеры-забойщики” к 50-летию стахановского движения.
В серию карандашных рисунков вошли портреты забойщиков передовой комсомольско-молодежной бригады героев-стахановцев шахты ХХІІ съезда КПСС, которой руководил с 1982 г. А. Царевский (В. Пунь, В. Черных, А. Попов, С. Баша, А. Царевский). После юбилейной выставки в Киеве графические листы поступили в фонды музея. Художник несколькими линиями, штриховкой, светотенью определяет характер каждого шахтера.
Он не стремился к парадности портрета, а наоборот, изобразил их в неофициальной обстановке, добиваясь камерного восприятия образа зрителем. При отдельности, своеобразии каждого в труде они едины.
Продолжают портретную галерею заслуженные шахтеры, удостоенные почетного звания, высшей степени отличия - Героя Социалистического Труда. В рабочей форме, в каске, с отбойным молотком стоит на посту шахтерского труда Н. П. Должиков (работа скульптора А. П. Бирюкова).
По-разному изобразили стахановский скульптор А. В. Кравец и живописец В. М. Тронза Е. П.Завьялова: парадный скульптурный портрет и живописный - домашний, располагающий к общению. В 1999 г. из народного музея шахты ХХІІ съезда КПСС были переданы скульптурные портреты, выполненные луганскими художниками Г. А. Мордовцева (авт. А. Ф. Самусь) и В. В. Медведева (авт. П. И. Кизиев). К ним примыкает портрет П. Е. Синяговского (живописец М. Л. Вольштейн).
Нельзя пройти мимо портрета организатора и сподвижника стахановского движения К. Г. Петрова, выполненного скульптором Н. В. Можаевым. Он создал образ в стеклоцементе в свойственной ему манере монументальности. Подгрудный портрет большого размера: широкий лоб, волнистые волосы, зачесанные назад и добродушный, но в то же время проницательный взгляд.
Художники обращались к образам этих героев, так как они внесли значительный, весомый вклад в развитие стахановского движения и угольной промышленности в целом. Они были последователи, продолжатели дела А. Стаханова. За их плечами десятки рекордов, тонны нарубленного угля, километры шахтных “лабиринтов”, годы, отданные нелегкой работе.
Не менее интересна и история города. Художники Луганщины отразили на своих полотнах события с конца ХІХ - по конец ХХ ст. В творческом содружестве художники А. А. Фильберт и М. Л. Вольштейн осветили предреволюционные события начала ХХ в. в исторических полотнах: “Шубинка. Накануне” и “Шубинка бастует”.
На последнем, шахтеры, прекратив работу, поднявшись из шахты на поверхность, требуют улучшения условий труда. Целостность группе придает грозная непримиримость, сплоченность людей, общность, их тяжелое положение, требования, которые предъявляются пролетариями. Продолжает тему забастовки скульптурная композиция И. М. Чумака с идентичным названием.
Некоторые индустриальные пейзажи, написанные во второй половине ХХ в., на сегодняшний день перешли в разряд исторического жанра. Так как от шахты ХХІІ съезда КПСС, где зародилось стахановское движение, остались только терриконы и копер, как безмолвные свидетели прошлого. Был ликвидирован и коксохимзавод, от которого теперь одни руины.
Память о них, как о процветающих в прошлом предприятиях, сохраняют в музее картины Ю. Полтарака “Здесь зародилось стахановское движение”, “Стахановский кокс”, Л. П. Слепченко “Индустриальный пейзаж г. Стаханова в районе шахты Ильича и коксохимзавода”, офорт В. Г. Харченко “Шахта ХХІІ съезда КПСС” и т. д.
Отдельную страницу в изображении не только г. Стаханова, но и Донбасса в целом посвятил художник А. П. Лайтарук, более 25 лет руководивший изостудией ДК им. Горького.
В его графике нашел отображение индустриальный мотив в сочетании с природным и городским: “Шахтерский городок”, “Хоккей до сумерек”, “Первый снег”, “Над Луганью”, “Поля Донецкие”, “У памятника Ленину”, “Кадиевка” из серии “Памятники Ворошилов-градщины”. Точностью линий, цветовым решением, многоплановостью построения гравюр и акварелей художник говорит о том, что жизнь кипит и город деятелен.
Он показал повседневную жизнь советских людей, уверенных в завтрашнем дне и живущих по соседству с гигантами-заводами, окружающими город со всех сторон или находящимися прямо в центре и терриконами в виде гор, которые видны с любой точки города, как неотъемлемая часть донецкого пейзажа.
И пусть сегодня сбивчивы, не победны шаги нашего города. Но все также привлекательны его уголки и улицы, по которым мы ходим каждый день. Много у нас достойных людей, хороших и радостных событий - все это не обходит своим вниманием художник. Он всегда шагает в ногу со временем и останавливает мгновения истории для наших потомков.
Светлана СОЧНОВА
научный сотрудник художественного отдела
Стахановского историко-художественного музея
На фото:
1. «Н. П. Должиков»
скульптор А. П. Бирюков.
2. «А. Стаханов»
художник В. М. Кикинёв.
3. «Здесь зародилось стахановское движение»
художник Ю. Полторак.
4. «Портрет П. Е. Синяговского»
М. Л. Вольштейн.
5. «Шубинка бастует»
скульптор И. М. Чумак.
Коментарів 1