Шахтеры – гвардия труда
На днях в стране отмечался Международный День музеев. На Луганщине их – с учетом частных, на предприятиях и в организациях – многие десятки, и у каждого свои задачи по сбору, сохранности, осмыслению реликвий, своя изюминка. Побывав в Стахановском историко-художественном музее, вот что мы услышали от заведующей отделом музея Натальи Гавричковой:
– Главное богатство Донбасса – «солнечный камень». Его нелегкая добыча в подземных угольных кладовых сформировала здесь драгоценную породу людей, а в художественной культуре – яркое тематическое направление. В собрании Стахановского историко-художественного музея тема героики шахтерского труда представлена широко и разнопланово. Еще будучи народным, музей располагал произведениями художников Луганщины И.Губского, А.Бирюкова, А.Лайтарука о шахтерах-земляках, о родном крае. Позже целенаправленно приобретались творчески интересные работы, отражавшие разные грани жизни горняков. В их числе поступления из фондов дирекций художественных выставок СССР, РСФСР, УССР, фондов Союза художников России и Украины, ВКХПК имени Вучетича, Луганского художественного фонда, с областной художественной выставки «Донбасс индустриальный» (1984 г.), с Всеукраинской выставки к 50-летию Стахановского движения, с областной художественной выставки «Художники Луганщины к 70-летию Стахановского движения», с персональных выставок. Дары музею известных российских художников Ю.Кугача, Н.Толкунова, А.Пантелеева, донецкого графика Ю.Голенкова, луганских скульпторов А.Редькина, П.Кизиева, А.Самуся, стахановского живописца В.Тронзы, скульптора А.Кравца составили бы целую выставку о шахтерском труде.
Открыли тему величия профессии и обогатили ее временем художники начала и 20 – 30-х годов прошлого века. Усвоив лучшее, мастера искусства последующих десятилетий продолжали ее уже на новом витке истории, когда общественный и научно-технический прогресс изменил характер, условия труда и жизни шахтеров, их внешний и внутренний облик. Воссозданные раньше искусством мужество и широта души, настойчивость и неукротимость в труде прирастают интеллектом, образованностью, умелым владением сложной техникой, красотой духовного мира наших современников («Портрет Героя Социалистического Труда В.Медведева» – скульптор П.Кизиев; «Герой Социалистического Труда Н.Должиков» – скульптор А.Бирюков). Уходят в прошлое бесфамильные изображения горняков. Художники все чаще всматриваются в их лица после смены, в кругу семьи, в момент перерыва, когда они не напряжены, более открыты для общения и узнавания в них индивидуального, личного. Удовлетворение достигнутым и романтическая окрыленность, человеческая многогранность и самобытность – новые сочные оттенки темы в произведениях живописцев В.Ахвледиани и Г.Латунова, скульпторов Э.Можаевой, Л.Тригубовой, Ю.Чепелева.
С обновлением форм организации угольного производства возрастают роль коллектива и личная ответственность каждого. Портреты бригады, смены, группы специалистов, занятых общим делом, где важен и конкретный человек – еще один пласт художественных исследований во всестороннем освоении темы в серии рисунков «Шахтеры-забойщики комсомольско-молодежной бригады А.Царевского», (график А.Фищенко).
Написанные с натуры в 70-е годы портреты Героев Социалистического Труда, зачинателей движения передовиков труда Алексея Стаханова и Петра Синяговского (авторы В.Черников, М.Вольштейн) принадлежат теперь к уникальным историко-художественным документам. Хотя нет в них былого победного молодого задора, плакатного глянца. Образы привлекают психологической глубиной, совершенностью непростых судеб.
Юбилеи Стахановского движения, приуроченные к ним выставки способствуют приумножению художественной летописи о горняках. Готовясь к ним, мастера искусств – частные гости в нарядных шахт, в горняцких общежитиях, на рабочих планерках.
Как справедливо писала недавно «ЛП», мажорное по чувствам и колориту полотно «Алексей Стаханов» кисти В.Кикинёва обобщило лучшее, что создано художниками нашего края о рекорде. Время поставило эту жанровую картину в разряд исторических. Восстановив атмосферу труда 30-х годов, художник как бы позволяет легендарному событию происходить на глазах у современников, что в целом присуще историческому жанру 70 – 80-х годов.
К 50-летию Стахановского почина в стране проходил конкурс проектов на памятник Алексею Стаханову в нашем городе, носящем его имя. В музее хранится рабочая модель памятника победителей конкурса коллектива луганских скульпторов А.Редькина, П.Кизиева, А.Самуся.
Юбилейные плакаты И.Дзюбана, Ю.Денина, Б.Хенкина, М.Погребинского, стахановчанина Ю.Полторака, широко тиражировавшиеся в СССР, нестандартно, выразительно утверждают трудовые традиции, живую перекличку времен.
Сюжеты праздников труда в шахтерских городах и поселках, чествований шахтеров-ударников, горняцких династий живописцы М.Бельский («Цветы победителям») и В.Черников («Праздник на шахте») брали из самой жизни. Сегодня они – тоже история, ведь совсем иные ритмы жизни и труда, снесены терриконы шахт, выдававших на-гора «черное золото». Но памятью о преуспевающем промышленном крае остались индустриальные пейзажи В.Кошевого, Г.Вербицкого, А.Лайтарука. К сожалению, Донбасс, его труженики (как и художники) живут сегодня непросто, в горьком осознании своего прошлого, настоящего и будущего. Но по-прежнему одна из самых уважаемых и опасных, но востребованных – профессия шахтера, а значит, тема в искусстве «Шахтеры – гвардия труда» жизненна и актуальна. Раскрывать ее взволнованно и мощно – это верить во всепобеждающие силы человека-труженика и обращать в эту веру современников и потомков, гордиться своей землей.
– Главное богатство Донбасса – «солнечный камень». Его нелегкая добыча в подземных угольных кладовых сформировала здесь драгоценную породу людей, а в художественной культуре – яркое тематическое направление. В собрании Стахановского историко-художественного музея тема героики шахтерского труда представлена широко и разнопланово. Еще будучи народным, музей располагал произведениями художников Луганщины И.Губского, А.Бирюкова, А.Лайтарука о шахтерах-земляках, о родном крае. Позже целенаправленно приобретались творчески интересные работы, отражавшие разные грани жизни горняков. В их числе поступления из фондов дирекций художественных выставок СССР, РСФСР, УССР, фондов Союза художников России и Украины, ВКХПК имени Вучетича, Луганского художественного фонда, с областной художественной выставки «Донбасс индустриальный» (1984 г.), с Всеукраинской выставки к 50-летию Стахановского движения, с областной художественной выставки «Художники Луганщины к 70-летию Стахановского движения», с персональных выставок. Дары музею известных российских художников Ю.Кугача, Н.Толкунова, А.Пантелеева, донецкого графика Ю.Голенкова, луганских скульпторов А.Редькина, П.Кизиева, А.Самуся, стахановского живописца В.Тронзы, скульптора А.Кравца составили бы целую выставку о шахтерском труде.
Открыли тему величия профессии и обогатили ее временем художники начала и 20 – 30-х годов прошлого века. Усвоив лучшее, мастера искусства последующих десятилетий продолжали ее уже на новом витке истории, когда общественный и научно-технический прогресс изменил характер, условия труда и жизни шахтеров, их внешний и внутренний облик. Воссозданные раньше искусством мужество и широта души, настойчивость и неукротимость в труде прирастают интеллектом, образованностью, умелым владением сложной техникой, красотой духовного мира наших современников («Портрет Героя Социалистического Труда В.Медведева» – скульптор П.Кизиев; «Герой Социалистического Труда Н.Должиков» – скульптор А.Бирюков). Уходят в прошлое бесфамильные изображения горняков. Художники все чаще всматриваются в их лица после смены, в кругу семьи, в момент перерыва, когда они не напряжены, более открыты для общения и узнавания в них индивидуального, личного. Удовлетворение достигнутым и романтическая окрыленность, человеческая многогранность и самобытность – новые сочные оттенки темы в произведениях живописцев В.Ахвледиани и Г.Латунова, скульпторов Э.Можаевой, Л.Тригубовой, Ю.Чепелева.
С обновлением форм организации угольного производства возрастают роль коллектива и личная ответственность каждого. Портреты бригады, смены, группы специалистов, занятых общим делом, где важен и конкретный человек – еще один пласт художественных исследований во всестороннем освоении темы в серии рисунков «Шахтеры-забойщики комсомольско-молодежной бригады А.Царевского», (график А.Фищенко).
Написанные с натуры в 70-е годы портреты Героев Социалистического Труда, зачинателей движения передовиков труда Алексея Стаханова и Петра Синяговского (авторы В.Черников, М.Вольштейн) принадлежат теперь к уникальным историко-художественным документам. Хотя нет в них былого победного молодого задора, плакатного глянца. Образы привлекают психологической глубиной, совершенностью непростых судеб.
Юбилеи Стахановского движения, приуроченные к ним выставки способствуют приумножению художественной летописи о горняках. Готовясь к ним, мастера искусств – частные гости в нарядных шахт, в горняцких общежитиях, на рабочих планерках.
Как справедливо писала недавно «ЛП», мажорное по чувствам и колориту полотно «Алексей Стаханов» кисти В.Кикинёва обобщило лучшее, что создано художниками нашего края о рекорде. Время поставило эту жанровую картину в разряд исторических. Восстановив атмосферу труда 30-х годов, художник как бы позволяет легендарному событию происходить на глазах у современников, что в целом присуще историческому жанру 70 – 80-х годов.
К 50-летию Стахановского почина в стране проходил конкурс проектов на памятник Алексею Стаханову в нашем городе, носящем его имя. В музее хранится рабочая модель памятника победителей конкурса коллектива луганских скульпторов А.Редькина, П.Кизиева, А.Самуся.
Юбилейные плакаты И.Дзюбана, Ю.Денина, Б.Хенкина, М.Погребинского, стахановчанина Ю.Полторака, широко тиражировавшиеся в СССР, нестандартно, выразительно утверждают трудовые традиции, живую перекличку времен.
Сюжеты праздников труда в шахтерских городах и поселках, чествований шахтеров-ударников, горняцких династий живописцы М.Бельский («Цветы победителям») и В.Черников («Праздник на шахте») брали из самой жизни. Сегодня они – тоже история, ведь совсем иные ритмы жизни и труда, снесены терриконы шахт, выдававших на-гора «черное золото». Но памятью о преуспевающем промышленном крае остались индустриальные пейзажи В.Кошевого, Г.Вербицкого, А.Лайтарука. К сожалению, Донбасс, его труженики (как и художники) живут сегодня непросто, в горьком осознании своего прошлого, настоящего и будущего. Но по-прежнему одна из самых уважаемых и опасных, но востребованных – профессия шахтера, а значит, тема в искусстве «Шахтеры – гвардия труда» жизненна и актуальна. Раскрывать ее взволнованно и мощно – это верить во всепобеждающие силы человека-труженика и обращать в эту веру современников и потомков, гордиться своей землей.