Музей. Прошедшее. Будущее.
Память. Она бывает о человеке, семье, городе, стране. Что более всего сохраняет для нас информацию о давно прошедших временах, эпохах, событиях?
Предметы, книги, фотографии, документы и т.д. И местом для хранилища, вместилища памяти есть музей, по выражению писателя – азбука новых поколений. К теме: «музей», наша газета обращалась ни единожды и по разным поводам. Давайте же вернёмся к ней ещё раз, вспомнив о тех, кто хранил память о памяти и, заглянем в будущее …
«Музеум или музей (греч.) собрание редкостей или замечательных предметов, по какой либо отрасли наук и искусств, здание для этого, хранилище, сохранилище».
Так в своем толковом словаре писал Владимир Иванович Даль. Музей, действительно, уникальное хранилище уникальных предметов, вещей, благодаря которому мы знаем, чем люди занимались в прошлые века, какими пользовались предметами, каков был их быт, какие они переживали события.
Наш Ирминский (Теплогорский) музей был создан, как музей истории шахты «Центральная- Ирмино», в 1962 году. Тогда не нашлось сил, чтобы к тридцатилетнему юбилею стахановского движения, написать историю шахты и города. Потому и было принято решение о создании музея. У его истоков стоял редактор шахтной малотиражной газеты «Строитель коммунизма», Виктор Иванович Зима. Его острый ум изобиловал хорошими и нужными идеями.
Он сам на себя взял обязанности собрать материалы для музея, фотографии, документы, вещи. И в течение двух лет всю работу выполнил. Он был и первым экскурсоводом, с 1965 по 1978 год. Экскурсии водили и секретарь партийной организации т. Бука Е.К., председатель шахтного комитета профсоюза и секретарь комсомольской организации.
Первоначально поместить музей предполагалось в трех небольших комнатах (на большее материала собрано не было). В.И. Зима, продолжавший курировать музей не мог дальше продолжать заниматься работой, которая требовала к себе очень много внимания и отвлекала его от основной работы.
В 1978 году вышел на пенсию бывший начальник внутришахтного транспорта (ВШТ) Кумосин Виктор Петрович, он согласился возглавить шахтный музей. Работать старался так, чтобы оставить по себе добрую память и, хотя Виктор Петрович сделал для музея много, но он не был музейным работником и многие вопросы работы музея оставались за пределами его внимания.
В этой должности Виктор Петрович проработал два с половиной года. И снова музей некоторое время оставался без руководителя, под общим присмотром парткома. Но сохранности уникальных вещей, документов, фотографий и т.д. никто не гарантировал, а они иногда незаметно пропадали и пропадали безвозвратно. Потому что некоторые «коллекционеры» ставили свои любительские цели, выше познавательных целей общества.
В начале 1980 года музей принял талантливый руководитель, бывший начальник участка, – гагановец, перешедший на отстающий участок и выведший его в передовые, Николай Егорович Якушев. В музей пришел душевный, умный человек, но, опять, не музейный работник. Он работал в учреждении с 1980 по 1983 год.
При нём музей получил диплом «Народный музей на общественных началах», пополнился уникальными экспонатами: прялкой, граммофоном, первыми радиоприемниками, гребенками и др. Н.Е. Якушев оставил о себе добрую память, как добрый, скромный, ровный в общении человек.
В 1983 году в музей возглавил, бывший горный мастер – Валентин Андреевич Наумовец. Хороший, добрый, принципиальный товарищ, но вновь, не музейный работник. Видимо сама шахта не желала найти настоящего музейного специалиста, который бы знал, что надо делать с собранными экспонатами, как вести их учет, разделить экспонаты по их значимости, что такое основной, вспомогательный, обменный или архивный фонд и проч., который бы мог вести сбор экспонатов по направлениям, периодам, эпохам, профессиям и т.д.
Это очень не просто, а потому, вроде и не плохой был музей на шахте, но системы по времени не имел. Валентин Андреевич вел экскурсии, встречал делегации журналистов или гостей из других областей, государств и т.д., рассказывал им об истории шахты и стахановском движении, о знатных и знаменитых шахтерах. Вместе с тем, выставки не систематизировались, не пополнялись.
И это не потому, что директор музея этого не хотел, он просто не знал, что и как надо делать. Должен сказать, что на долю В.А. Наумовца выпало нелегкое время: переезд музея из старого АБК в новое, а затем, когда шахта была передана управлению реструктуризации, музей вывезли в ЦКиД, причем в открытое, не закрываемое помещение. Как оборудование, так и экспонаты разбирали, грузили, сопровождали и разгружали в спешном порядке в машины разные люди. Одни это делали добросовестно, другие не совсем.
Потому музейное оборудование было разукомплектовано, при сборке детали не подходили к витринам, разваливались рамки крепления и т.д. Пропало много уникальных экспонатов, которые, возможно, никогда не удастся восстановить. Но В.А. Наумовец надежно хранил то, что было перевезено в новое помещение. А оно было не продумано, по площади не вмещало того, что было перевезено с шахты. Экспозиционные залы были очень маленькие. Был такой момент, когда этот музей, чуть было не ушел в соседний город. За спиной бывшего городского головы Лойченко С.В. тайно велись переговоры о переводе музея в СОШ № 9, соседнего города Стаханова. Но, как говорится, земля слухом полнится. Дошли слухи и до городского головы, который тут же принял решение ввести музей в коммунальную собственность города, и все интриги прекратились.
Валентин Андреевич Наумовец стоял во главе музея 24 года, с 1983 по 2007 год. Безусловно, за такое время он познал многое в работе музея, но расширить музей не позволяли площади. Вещи, которые сразу некуда было установить, с течением времени исчезли бесследно и навсегда.
Что же нужно сделать, чтобы музей стал действительно значимым хранилищем памяти и не только для нашего города, но, как аккумулятор документов и предметов времени стахановского движения – вообще, для государства Украина?
Необходимо первое: выделить для его размещения достойное, приведенное в идеальное состояние помещение, с учетом необходимых выставочных и экспозиционных залов, фондохранилищ, лабораторий, мастерских, служебных кабинетов и хозяйственных служб.
Второе: изготовить на высоком, профессиональном уровне подиумы, витрины горизонтальные, вертикальные, навесные, сферические, кубические, терриконообразные.
Третье: пригласить профессиональных художников-оформителей, которые смогли бы на высоком уровне оформить имеющиеся портреты, фотографии, документы. Изготовить необходимые макеты, например макет саночника, шахты «Центральная-Ирмино» и др.
Четвертое: закупить столы письменные, журнальные, тумбочки, шкафы, стеллажи и другую необходимую мебель, мягкое покрытие для пола, ковровые дорожки. После этого нужно дать поработать дизайнерам и, после этого, я считаю, музей может соревноваться с любым музеем области, а возможно и государства. При всем при этом, продолжать заниматься научной работой, сбором музейных предметов не прекращая этот процесс ни на одну минуту, их научной обработкой, учетом и регистрацией.
Необходимо поставить работу музея на уровень нормального культурного научно-просветительского, научно- исследовательского, выставочного учреждения, с охраной, которая исключила бы пропажу вещей и предметов.
Музей – это грандиозная памятная книга. Он сохранит для грядущих поколений все о прошлой жизни нашего города и региона и, кроме того, выполнит просветительскую миссию, знакомя молодое поколение с историей родного города, прививая любовь к нему, а также давая информацию посетителям любого уровня о славном прошлом города, и его тружениках, вписавших славную страницу в историю ушедшего в прошлое могучего государства Союза Советских Социалистических республик.
Владимир Храпов
директор музея г. Теплогорска