Искусство о героике шахтерского труда
Главное богатство Донбасса - «солнечный камень». Его нелегкая добыча в подземных угольных кладовых сформировала здесь особую породу людей, а в художественной культуре – яркое тематическое направление «Шахтеры – гвардия труда».
Накануне 75-летнего юбилея передового почина попробуем сделать обзор более чем векового развития темы героики шахтерского труда в отечественном изобразительном искусстве и её многогранного воплощения в художественном собрании музея г. Стаханова.
Открыл тему величия и трудности профессии в конце ХІХ века русский художник Н.Касаткин. Грозной пролетарской силой, измученной рабским трудом, воспринимаются шахтеры – герои его полотна «Углекопы. Смена.» и этюдов к нему.
Тема труда в советском изобразительном искусстве первых пятилеток получила наступательно – торжествующую победность. Художники, увлеченные идеей справедливого обновления мира и обещанного всеобщего счастья (верилось, что уже завтра!), создали в память о времени и для образца современникам призывно – абстрактные образы – примеры тружеников – горняков, почти картинно позирующих на фоне эпохи перемен.
В произведениях послевоенных десятилетий уже меньше эйфории, иллюзий и открытой агитационности. Рождаются более будничные и полнокровные изображения конкретных людей, которые сознательным тяжелым трудом в условиях обозначенного производства крепят, бурят, осваивают сложную технику, вибрируют с отбойным молотком, живя сегодняшним днем.
В собрании Стахановского историко – художественного музея насчитывается 115 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно – прикладного искусства 1960 – 1980- х гг. о шахтерах. Еще будучи народным, собрание музея располагало работами И.Губского, М.Вольштейна, А.Фильберта, А.Бирюкова, А.Лайтарука о шахтерах, о донбасском крае.
Музей целенаправленно приобретал творчески интересные работы с коллективных и персональных выставок, пополнял дарами «горняцкую коллекцию. И наиболее широко, разветвленно и многочисленно тема представлена творчеством художников Донбасса,что закономерно, ведь они - земляки передового шахтерского почина!
Дары музею известных российских художников Ю.Кугача, Н.Толкунова, А.Пантелеева, художников – земляков А.Редькина, П.Кизиева, А.Самуся, В.Тронзы, А.Смирнова, А.Кравца могут составить целую художественную галерею о гвардии углерубов.
Усвоив лучшее, мастера искусства второй половины ХХ века продолжили тему шахтерского труда уже на новом витке истории. Мужество и широта души, настойчивость и неукротимость шахтеров приросли интеллектом, образованностью, красотой духовного мира, умелым владением шахтными новинками («Портрет Героя Социалистического Труда В.Медведева», скульптор П.Кизиев, «Герой Социалистического Труда Н.Должиков», скульптор А.Бирюков, «Как прекрасен этот мир!» живописец А.Латунов и др.).
Художники все чаще всматриваются в лица шахтеров после смены, в кругу семьи, товарищей, в момент перерыва, когда они не напряжены, более открыты для общения и узнавания в них отдельного, личного. Уходят в прошлое бесфамильные изображения тружеников.
С обновлением и усложнением форм организации угольного производства меняются и возрастают в нем роль коллектива и личная ответственность каждого.
Портреты бригады, смены, группы специалистов, занятых общим делом, где важен и конкретный человек,- еще один пласт художественного исследования и всестороннего освоения темы в сериях и циклах работ («Проходчики», живописец О.Полтавец-Гуйда, серия рисунков «Шахтеры-забойщики комсомольско-молодежной бригады А.Царевского» гравюра А.Фищенко, «Шахтеры» скульптор В.Иваненко и др.).
В многофигурной скульптурной композиции «Наставник» (автор скульптор Г.Дидура) ненарочито и убедительно рассказывается о связи поколений, о взаимодействии опыта и новизны. Написанные с натуры в 1970-е гг. портреты Героев Социалистического Труда, шахтеров- новаторов Алексея Стаханова и Петра Синяговского (авторы В.Черников и М. Вольштейн) принадлежат теперь к уникальным историко-художественным документам. Хотя нет в них бывшего победного молодого задора, плакатного глянца. Образы привлекают психологической глубиной, свершенностью непростых судеб.
Приуроченные к юбилеям стахановского движения выставки способствовали развитию художественной летописи о горняках. Готовясь к ним, мастера искусства – частые гости в нарядных шахт, в горняцких общежитиях, на рабочих планерках.
Мажорное по чувству и колориту полотно «А.Стаханов» (1980) кисти луганчанина, в молодости шахтера, художника В.Кикинева обобщило лучшее, что создано мастерами искусства нашего края о рекорде.
Время отнесло эту производственную картину в разряд исторических. Восстановив атмосферу труда 1930-х годов, художник как бы позволяет легендарному со- бытию происходить на глазах у современников, что в целом присуще историческому жанру 1970-1980-х годов.
К 50-летию стахановского почина в стране проходил конкурс проектов на памятник А.Г.Стаханову для города, носящего имя героя. В музее хранится рабочая модель памятника победителей конкурса, коллектива скульпторов в составе П.Кизиева, А.Редькина, А.Самуся, И. Чумака. «Юбилейные» плакаты И.Дзюбана, Ю.Денина, Б.Хенкина и М.Погребинского, стахановчанина Ю.Полторака, широко тиражировавшиеся в СССР, прославляют трудовые традиции, живую перекличку времен.
Сюжеты праздников труда в шахтерских городах и поселках, чествований шахтеров-ударников и горняцких династий киевские живописцы М.Бельский («Цветы победителям») и В.Черников («Праздник на шахте») брали из гущи жизни. Сегодня такие события в прошлом. К сожалению, снесены терриконы многих, еще недавно сполна выдававших на- гора уголь шахт, в Донбассе – другие ритмы жизни и труда.
Памятью о преуспевающем промышленном крае стали индустриальные пейзажи В.Кошевого, Г.Вербицкого, стахановчанина А.Лайтарука.
Сейчас Донбасс, его труженики и художники живут непросто, в горьком раздумье о своем прошлом, настоящем и будущем. Не находится кистей и резцов писать и ваять безработных шахтеров, героев угледобычи в частных шахтах - копанках.
Но по- прежнему одна из самых уважаемых народом и героически - опасных – профессия шахтера, и, значит, тема «Шахтеры - гвардия труда» жизненна и будет еще актуальна.
Раскрывать ее взволнованно и мощно - это верить во всепобеждающие силы человека-труженика и обращать в эту веру современников и потомков, гордиться своей землей!
Наталья Гавричкова
заведующая художественным отделом СИХМ