Энергосбережение - не мода, а необходимость.
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ - НЕ МОДА, А НЕОБХОДИМОСТЬ!
Главным побудительным мотивом к энергосбережению является, несомненно, истощаемость мировых запасов топлива. Проблема ограниченности энергоресурсов является глобальной и затрагивает все государства.
Другой мотив к энергосбережению связан с вопросами энергетической безопасности.
Экология - третий фактор, побуждающий к снижению потребления топлива. Будем экономить энергоресурсы – будем меньше загрязнять окружающую среду выбросами вредными от сжигания топлива.
Но главной причиной необходимости коренного пересмотра отношения к энергосбережению является высокая энергоемкость выпускаемой продукции, которая делает экономику неэффективной, продукцию неконкурентоспособной, и этим ставит под сомнение ее реализацию на мировых и внутренних отечественных рынках, приводит к засилью импорта, и, соответственно, приводит к остановке предприятий за ненадобностью такой продукции.
Энергоемкая экономика Стаханова и отсутствие своих собственных энергоресурсов требует особого отношения к энергосбережению.
В связи с этим исполком городского совета проводит целенаправленную энергетическую политику, главной составляющей которой является ежегодная Программа энергосбережения.
Во II квартале 2008 года на сессии городского совета был рассмотрен вопрос «О выполнении Комплексной Программы энергосбережения города Стаханова за 2007 год и утверждени Комплексной Программы энергосбережения города Стаханова на 2008 год», подготовленный управлением экономики и рыночных отношений.
О выполнении Комплексной Программы энергосбережения города Стаханова за 2007 год
Комплексная Программа энергосбережения города Стаханова состоит из мероприятий в производственной и бюджетной сферах.
Подробнее остановлюсь на бюджетной сфере.
Энергосбережение в бюджетной сфере города Стаханова
Анализ потребления энергоресурсов бюджетными организациями города в 2007 году показал, что при реализации мероприятий по сокращению потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в бюджетной сфере достигнута экономия их в количестве 0,575 тыс.тонн условного топлива (тыс.т. у. т.), что составляет 8,0% от запланированного общего объема потребления энергоресурсов бюджетными организациями на 2007 год.
Исполнительный комитет Стахановского городского совета с целью рационального использования энергоресурсов и экономии бюджетных средств проводил в 2007 году поэтапную работу по переводу отопления бюджетных организаций города на альтернативные виды теплоснабжения.
Отказ от централизованного теплоснабжения с обновлением систем отопления позволяет улучшить качество теплоснабжения бюджетных организаций и не допускать задолженности этих учреждений за этот вид услуг.
Экономия бюджетных средств от установки каждой мини-котельной составляет от 50 до 70%.
На энергосберегающие мероприятия использовано 1,5 млн.грн., в том числе на:
• котельную для теплоснабжения СОШ №28 и детской поликлиники по ул. Дзержинского (проектирование и строительство) – 546,498 тыс.грн.,
• котельную для теплоснабжения ДУЗ №13 по ул. Олимпийской (проектирование и строительство) – 355,554 тыс.грн.,
• топочную для теплоснабжения ДУЗ № 1 по пер. Б. Хмельницкого(проектирование и строительство) -186,404 тыс. грн.
По сравнению с 2006 годом снизилось потребление бюджетными организациями электроэнергии на 16,8%, теплоэнергии централизованного теплоснабжения – на 8,0%.
Но в связи с диверсификацией централизованного теплоснабжения и переходом на автономные системы теплоснабжения в бюджетной сфере города наблюдается рост потребления природного газа бюджетными организациями города.
Так, в 2007 году потребление природного газа бюджетными организациями города Стаханова, которые финансируются из местного бюджета, составило 2650,3 тыс.м 3, это в 2,4 раза больше по сравнению с прошлым годом.
Согласно Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в городе Стаханове, разработанной и утвержденной сессией городского совета, для перевода части жилищного фонда от централизованного теплоснабжения отключено от отопления 104 низкоэтажных дома, в которых установлено 1086 индивидуальных систем теплоснабжения. До 2010 года планируется отключить от централизованного отопления еще
34 дома.
Из местного бюджета были выделены также средства населению для приобретения отопительных котлов для индивидуального отопления в домах, отсоединенных от централизованного теплоснабжения. Так, в 2007 году были выделены населению из местного бюджета средства в сумме 200,0 тыс.грн
В 2006-2007 гг. удалось решить многолетнюю проблему теплоснабжения Южного микрорайона города силами бюджетных средств всех уровней, в том числе и местного бюджета.
Об энергоемкости хозяйственного комплекса города
Одним из показателей эффективности использования топливно-энергетических ресурсов является энергоемкость продукции.
За счет энергосберегающих мероприятий увеличилась эффективность потребления энергоносителей в городе. Так, объемы производства продукции в сравнительных ценах в прошлом году увеличились по сравнению с 2006 годом на 37,6%, в то же время потребность в ТЭР увеличилась всего на 8,3%. Это позволило достичь снижения энергоемкости, топливоемкости, электроемкости и теплоемкости по сравнению с 2006 годом.
При плане общих затрат 6,508 млн.грн. на внедрение малорасходных, первоочередных, энергосберегающих мероприятий Комплексной Программы энергосбережения в 2007 году использовано 4,262 млн.грн, или 65,5% от запланированных расходов.
Общий экономический эффект от внедрения этих мероприятий в 2007 году составил 19,417 млн. грн. при плане 16,298 млн.грн., или 119,1% выполнения от запланированного Программой экономического эффекта.
Сэкономлено в 2007 году в натуральном выражении:
• Электроэнергии – 46,836 млн.кВт./ч.,
• Природного газа 2,848 млн. м 3,
• Теплоэнергии – 9,501 тыс. Гкал.;
• Угля – 0,229 тыс.т.
Удельный вес сэкономленных энергоресурсов в общем потреблении их городом составляет 3,85% (согласно требований государственных документов по энергосбережению этот показатель от 3,0 до 5,0%).
О состоянии задолженности за использованные энергоресурсы
Работа энергетического комплекса города находится в прямой зависимости от платежей за использованные энергоресурсы.
Общая задолженность потребителей перед энергетиками за использованные энергоносители по городу Стаханову на 1.01.2008 г. по сравнению с началом 2007г. снизилась на 18,1 млн.грн., или на 18,6% и составляет 79150,8 тыс. грн.
Несмотря на ежегодное увеличение доходов на душу населения, платежеспособность населения Стаханова остается низкой.
Уровень доходов на душу населения составлял:
• на 1.01.07 г. – 440,7 грн., или 83,9% прожиточного минимума, утвержденного в Украине на 1.01.07г.(525 грн),
• на 1.01.08 г. – 591,6 грн., или 93,4% прожиточного минимума, утвержденного в Украине на 1.01.08 г. (633 грн).
Сравнительный анализ доходов и расходов на энергоресурсы семьи за 2006-2007 гг. показал, что темп роста доходов в месяц среднестатистической (3 чел.) семьи в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 134,2%. Темп роста расходов этой семьи на энергоресурсы в месяц в 2007 году по сравнению с 2006 годом - 308,5%. Следовательно, платежеспособность населения в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилась.
Тарифы на электроэнергию и природный газ, как известно, городским советом не регулируются. Тарифы на теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение находятся в прямой зависимости от тарифов электроэнергии и природного газа (в себестоимости теплоэнергии более 60% - стоимость природного газа, в себестоимости водоснабжения и водоотведения 70% - стоимость электроэнергии).
Долг населения (с учетом льгот и субсидий) остается большим и по состоянию на в 1.01.2008 году составил 52801,9 тыс.грн., это на 4,1 млн.грн., или на 8,5% больше, чем на 1.01.07 г.
Энергосберегающие мероприятия выполняли не только предприятия, бюджетные организации, но и жители города. На их долю приходится 99,9% от общего количества установленных в прошлом году в городе приборов учета (счетчиков воды — свыше 3,8 тысяч, счетчиков газа — свыше 3,7 тысяч).
Однако, необходимо отметить, что эффективность энергопотребления в хозяйственном комплексе города недостаточна. Об этом свидетельствует выполнение не в полной мере экономии природного газа, теплоэнергии, угля.
Причины таковы. Как известно, финансирование Программы энергосбережения предусматривалось из 2-х источников: за счет собственных средств предприятий и из государственного бюджета. В большинстве предприятий сложное финансовое положение, что не позволяет переоснащать производство. Государственного финансирования не было совсем.
О Комплексной Программе энергосбережения города Стаханова на 2008 год
Комплексная Программа энергосбережения на 2008 год разработана управлением экономики и рыночных отношений Стахановского городского совета на основании предложений энергетических и технических служб предприятий промышленности города, строительства, транспорта, коммунальных, бюджетных организаций, а также предложений городских органов власти, рекомендаций Луганской облгосадминистрации, представителей территориального управления Государственной инспекции энергосбережения по Луганской области с учетом условий правительственных документов по энергосбережению.
Состояние энергоемкости производственного комплекса города в 2008 году
Согласно Программы социально-экономического развития города Стаханова на 2008 год, темп роста объема производства продукции, строительно-монтажных работ и транспортных перевозок в 2008 году по сравнению с 2007 годом составит 109,0%, соответственно потребность топливно-энергетических ресурсов также увеличится и составит 105,4%.
При этом энергоемкость 1 грн. общего объема производства уменьшится на 3,0%.; уменьшатся также топливоемкость на 4,8%; электроемкость на 3,6%; теплоемкость на 16,7%.
Внедрение мероприятий в бюджетной сфере
В бюджетной сфере в 2008 году планируется использование значительно больше расходов на внедрение мероприятий и получение значительно больше экономического эффекта от этих мероприятий по сравнению с 2007 годом.
Мероприятия бюджетной сферы включают внедрение автономных систем теплообеспечения, замену осветительных ламп на энергосберегающие, утепление чердаков, замену оконных рам на металлопластиковые и т.д.
Перечень отдельных энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере в 2008г.:
• Вынос котельных из-под зданий: Стахановской гимназии №7, Стахановской общеобразовательной школы №13, Стахановской многопрофильной гимназии , Центра детско-юношеского творчества.
• Установка автономной системы теплообеспечения вместо централизованной в дошкольных учебных заведениях № №8, 38,42.
• Замена ламп накаливания на энергосберегающие в учреждениях образования.
• Реконструкция газовой котельной городской больницы №1.
• Установка мини-котельной в городской поликлиники №2 (Южный микрорайон).
• Реконструкция мини-котельной в стоматологии №1 (ул. Ленина).
• Замена системы теплообеспечения в детской школе искусств №1.
• Установка автономной системы теплообеспечения вместо централизованной в ДК им. Горького.
• Замена оконных рам, утепление чердаков, замена ламп на энергосберегающие в учреждениях культуры.
• Установка автономного теплообеспечения западной трибуны стадиона «Победа».
• Замена прожекторов с лампами 500 Вт на энергосберегающие прожекторы 200 Вт в плавательном бассейне.
• Установка газовой котельной для теплообеспечения вместо угольной в территориальном центре по обслуживанию пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан.
Кроме этого, будет продолжено выполнение программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства – это переход низкоэтажного жилищного фонда городского совета от централизованного на индивидуальное отопление.
Из местного бюджета будут выделены средства населению для приобретения отопительных котлов индивидуального отопления в домах, отсоединенных от централизованного теплоснабжения 150,0 тыс.грн.
Общий объем финансирования Комплексной Программы энергосбережения г. Стаханова на 2008 год составит 27,411 млн. грн. (в 2007 году – 4,262 млн.грн.).
В результате внедрения Программы будут сэкономлены:
• газ – 1,472 млн. м3,
• электроэнергия – 44,807 млн. кВт./ч,
• теплоэнергия – 10,851 тыс.Гкал,
• уголь – 2,271 тыс.т.,
• бензин – 0,195 тыс.т.
Общий экономический эффект от внедрения Программы составит 18,492 млн. грн., или 95,2% от фактического экономического эффекта, полученного в 2007 году (19,417 млн.грн.). Срок окупаемости всех расходов – 1,5 года.
Перспективные направления работы по энергосбережению в городе Стаханове
1. Для успешного энергосбережения необходимо мобилизовать средства всех источников финансирования, в том числе средства Национального Агентства Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов, на решение первостепенной проблемы – обеспечение всех без исключения объектов социальной сферы автономными системами теплоснабжения.
2.Считая, что поквартирные системы отопления имеют ряд преимуществ по сравнению с централизованными системами – способствовать внедрению индивидуального отопления для населения.
3.Одним из наиболее перспективных направлений нетрадиционной энергетики в городе есть утилизация тепла и энергии, в первую очередь, промышленных выбросов и твердых бытовых отходов, что позволяет производить дополнительную энергию без расходов топлива.
4.Изучение технических возможностей перепрофилирования путем реконструкции и модернизации городских газовых котельных, которые производят тепловую энергию, на комплексные энергетические станции, которые производят совместно тепловую и электрическую энергии от одного вида топлива – природного газа.
О выполнении городской Комплексной Программы энергосбережения
за 1 квартал 2008 года
При расходах на внедрение малорасходных, первоочередных, энергосберегающих мероприятий Комплексной Программы энергосбережения за 1 квартал 2008 года 0,627 млн. грн., экономический эффект от внедрения этих мероприятий за 1 квартал 2008 года составил 4,084 млн. грн.
Сэкономлено 5,099 тыс. т.у.т. энергетических ресурсов, в том числе в натуральном выражении: электроэнергии – 9,525 млн.кВт./ч., природного газа - 0,135 млн. м 3 , теплоэнергии 1,255 тыс. Гкал., угля - 0,025 тыс.т., бензина - 0,011 тыс. т.
Итак, Программа энергосбережения города выполняется, однако уровень энергосбережения мог бы быть выше.
Главная причина отсутствия значительных успехов по энергосбережению состоит в том, что, по-прежнему, нет никаких экономических стимулов и реальных правовых механизмов, побуждающих к энергосбережению. Нет реальной государственной финансовой поддержки. Практически все затраты ложатся на сами предприятия, большинство которых находятся в сложном финансовом положении.
Значительно на итоги выполнения Программы энергосбережения влияет наш с Вами, уважаемые стахановчане, менталитет.
Высокий уровень ресурсной обеспеченности распавшегося Советского Союза десятилетиями вселял уверенность в полном обеспечении энергоснабжения, что запасы природных ресурсов беспредельны. Исключительно низкий уровень эффективности использования топлива и энергии сложился практически без исключения во всех сферах экономики страны.
Особенно это видно на примере жилищно-коммунальной сферы. Политика дешевых энергоносителей способствовала повсеместному строительству зданий с низким термическим сопротивлением ограждающих конструкций, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей, холодной воды и природного газа – к расточительному их использованию населением, выработке у всех соответствующего отношения к дешевым в то время энергоносителям. Завышенному потреблению ресурсов способствовали также низкая эффективность котельных и бытовых электроприборов, высокие нормативы бытового потребления энергоресурсов при их низком качестве.
Подавляющая часть теплопотерь в жилых зданиях проходит через стены, кровлю и окна. Самый простой способ уменьшить теплопотери – утепление стен, окон, кровли, а также установка энергосберегающих стеклопакетов. Существует резерв энергосбережения и в системах освещения. Опыт энергосбережения показывает, что за счет наведения элементарного порядка в энергопотреблении, не ограничивая себя в удобствах, можно экономить в быту до 20,0% количества энергии.
Без серьезного отношения к энергосбережению как системе по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, нам не снизить «дикую» энергоемкость нашей экономики, не переломить ситуацию в сторону кардинального улучшения.
Вывод: не научимся экономить и платить вовремя- никогда не излечимся от энергетической лихорадки!
Главным побудительным мотивом к энергосбережению является, несомненно, истощаемость мировых запасов топлива. Проблема ограниченности энергоресурсов является глобальной и затрагивает все государства.
Другой мотив к энергосбережению связан с вопросами энергетической безопасности.
Экология - третий фактор, побуждающий к снижению потребления топлива. Будем экономить энергоресурсы – будем меньше загрязнять окружающую среду выбросами вредными от сжигания топлива.
Но главной причиной необходимости коренного пересмотра отношения к энергосбережению является высокая энергоемкость выпускаемой продукции, которая делает экономику неэффективной, продукцию неконкурентоспособной, и этим ставит под сомнение ее реализацию на мировых и внутренних отечественных рынках, приводит к засилью импорта, и, соответственно, приводит к остановке предприятий за ненадобностью такой продукции.
Энергоемкая экономика Стаханова и отсутствие своих собственных энергоресурсов требует особого отношения к энергосбережению.
В связи с этим исполком городского совета проводит целенаправленную энергетическую политику, главной составляющей которой является ежегодная Программа энергосбережения.
Во II квартале 2008 года на сессии городского совета был рассмотрен вопрос «О выполнении Комплексной Программы энергосбережения города Стаханова за 2007 год и утверждени Комплексной Программы энергосбережения города Стаханова на 2008 год», подготовленный управлением экономики и рыночных отношений.
О выполнении Комплексной Программы энергосбережения города Стаханова за 2007 год
Комплексная Программа энергосбережения города Стаханова состоит из мероприятий в производственной и бюджетной сферах.
Подробнее остановлюсь на бюджетной сфере.
Энергосбережение в бюджетной сфере города Стаханова
Анализ потребления энергоресурсов бюджетными организациями города в 2007 году показал, что при реализации мероприятий по сокращению потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в бюджетной сфере достигнута экономия их в количестве 0,575 тыс.тонн условного топлива (тыс.т. у. т.), что составляет 8,0% от запланированного общего объема потребления энергоресурсов бюджетными организациями на 2007 год.
Исполнительный комитет Стахановского городского совета с целью рационального использования энергоресурсов и экономии бюджетных средств проводил в 2007 году поэтапную работу по переводу отопления бюджетных организаций города на альтернативные виды теплоснабжения.
Отказ от централизованного теплоснабжения с обновлением систем отопления позволяет улучшить качество теплоснабжения бюджетных организаций и не допускать задолженности этих учреждений за этот вид услуг.
Экономия бюджетных средств от установки каждой мини-котельной составляет от 50 до 70%.
На энергосберегающие мероприятия использовано 1,5 млн.грн., в том числе на:
• котельную для теплоснабжения СОШ №28 и детской поликлиники по ул. Дзержинского (проектирование и строительство) – 546,498 тыс.грн.,
• котельную для теплоснабжения ДУЗ №13 по ул. Олимпийской (проектирование и строительство) – 355,554 тыс.грн.,
• топочную для теплоснабжения ДУЗ № 1 по пер. Б. Хмельницкого(проектирование и строительство) -186,404 тыс. грн.
По сравнению с 2006 годом снизилось потребление бюджетными организациями электроэнергии на 16,8%, теплоэнергии централизованного теплоснабжения – на 8,0%.
Но в связи с диверсификацией централизованного теплоснабжения и переходом на автономные системы теплоснабжения в бюджетной сфере города наблюдается рост потребления природного газа бюджетными организациями города.
Так, в 2007 году потребление природного газа бюджетными организациями города Стаханова, которые финансируются из местного бюджета, составило 2650,3 тыс.м 3, это в 2,4 раза больше по сравнению с прошлым годом.
Согласно Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в городе Стаханове, разработанной и утвержденной сессией городского совета, для перевода части жилищного фонда от централизованного теплоснабжения отключено от отопления 104 низкоэтажных дома, в которых установлено 1086 индивидуальных систем теплоснабжения. До 2010 года планируется отключить от централизованного отопления еще
34 дома.
Из местного бюджета были выделены также средства населению для приобретения отопительных котлов для индивидуального отопления в домах, отсоединенных от централизованного теплоснабжения. Так, в 2007 году были выделены населению из местного бюджета средства в сумме 200,0 тыс.грн
В 2006-2007 гг. удалось решить многолетнюю проблему теплоснабжения Южного микрорайона города силами бюджетных средств всех уровней, в том числе и местного бюджета.
Об энергоемкости хозяйственного комплекса города
Одним из показателей эффективности использования топливно-энергетических ресурсов является энергоемкость продукции.
За счет энергосберегающих мероприятий увеличилась эффективность потребления энергоносителей в городе. Так, объемы производства продукции в сравнительных ценах в прошлом году увеличились по сравнению с 2006 годом на 37,6%, в то же время потребность в ТЭР увеличилась всего на 8,3%. Это позволило достичь снижения энергоемкости, топливоемкости, электроемкости и теплоемкости по сравнению с 2006 годом.
При плане общих затрат 6,508 млн.грн. на внедрение малорасходных, первоочередных, энергосберегающих мероприятий Комплексной Программы энергосбережения в 2007 году использовано 4,262 млн.грн, или 65,5% от запланированных расходов.
Общий экономический эффект от внедрения этих мероприятий в 2007 году составил 19,417 млн. грн. при плане 16,298 млн.грн., или 119,1% выполнения от запланированного Программой экономического эффекта.
Сэкономлено в 2007 году в натуральном выражении:
• Электроэнергии – 46,836 млн.кВт./ч.,
• Природного газа 2,848 млн. м 3,
• Теплоэнергии – 9,501 тыс. Гкал.;
• Угля – 0,229 тыс.т.
Удельный вес сэкономленных энергоресурсов в общем потреблении их городом составляет 3,85% (согласно требований государственных документов по энергосбережению этот показатель от 3,0 до 5,0%).
О состоянии задолженности за использованные энергоресурсы
Работа энергетического комплекса города находится в прямой зависимости от платежей за использованные энергоресурсы.
Общая задолженность потребителей перед энергетиками за использованные энергоносители по городу Стаханову на 1.01.2008 г. по сравнению с началом 2007г. снизилась на 18,1 млн.грн., или на 18,6% и составляет 79150,8 тыс. грн.
Несмотря на ежегодное увеличение доходов на душу населения, платежеспособность населения Стаханова остается низкой.
Уровень доходов на душу населения составлял:
• на 1.01.07 г. – 440,7 грн., или 83,9% прожиточного минимума, утвержденного в Украине на 1.01.07г.(525 грн),
• на 1.01.08 г. – 591,6 грн., или 93,4% прожиточного минимума, утвержденного в Украине на 1.01.08 г. (633 грн).
Сравнительный анализ доходов и расходов на энергоресурсы семьи за 2006-2007 гг. показал, что темп роста доходов в месяц среднестатистической (3 чел.) семьи в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 134,2%. Темп роста расходов этой семьи на энергоресурсы в месяц в 2007 году по сравнению с 2006 годом - 308,5%. Следовательно, платежеспособность населения в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилась.
Тарифы на электроэнергию и природный газ, как известно, городским советом не регулируются. Тарифы на теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение находятся в прямой зависимости от тарифов электроэнергии и природного газа (в себестоимости теплоэнергии более 60% - стоимость природного газа, в себестоимости водоснабжения и водоотведения 70% - стоимость электроэнергии).
Долг населения (с учетом льгот и субсидий) остается большим и по состоянию на в 1.01.2008 году составил 52801,9 тыс.грн., это на 4,1 млн.грн., или на 8,5% больше, чем на 1.01.07 г.
Энергосберегающие мероприятия выполняли не только предприятия, бюджетные организации, но и жители города. На их долю приходится 99,9% от общего количества установленных в прошлом году в городе приборов учета (счетчиков воды — свыше 3,8 тысяч, счетчиков газа — свыше 3,7 тысяч).
Однако, необходимо отметить, что эффективность энергопотребления в хозяйственном комплексе города недостаточна. Об этом свидетельствует выполнение не в полной мере экономии природного газа, теплоэнергии, угля.
Причины таковы. Как известно, финансирование Программы энергосбережения предусматривалось из 2-х источников: за счет собственных средств предприятий и из государственного бюджета. В большинстве предприятий сложное финансовое положение, что не позволяет переоснащать производство. Государственного финансирования не было совсем.
О Комплексной Программе энергосбережения города Стаханова на 2008 год
Комплексная Программа энергосбережения на 2008 год разработана управлением экономики и рыночных отношений Стахановского городского совета на основании предложений энергетических и технических служб предприятий промышленности города, строительства, транспорта, коммунальных, бюджетных организаций, а также предложений городских органов власти, рекомендаций Луганской облгосадминистрации, представителей территориального управления Государственной инспекции энергосбережения по Луганской области с учетом условий правительственных документов по энергосбережению.
Состояние энергоемкости производственного комплекса города в 2008 году
Согласно Программы социально-экономического развития города Стаханова на 2008 год, темп роста объема производства продукции, строительно-монтажных работ и транспортных перевозок в 2008 году по сравнению с 2007 годом составит 109,0%, соответственно потребность топливно-энергетических ресурсов также увеличится и составит 105,4%.
При этом энергоемкость 1 грн. общего объема производства уменьшится на 3,0%.; уменьшатся также топливоемкость на 4,8%; электроемкость на 3,6%; теплоемкость на 16,7%.
Внедрение мероприятий в бюджетной сфере
В бюджетной сфере в 2008 году планируется использование значительно больше расходов на внедрение мероприятий и получение значительно больше экономического эффекта от этих мероприятий по сравнению с 2007 годом.
Мероприятия бюджетной сферы включают внедрение автономных систем теплообеспечения, замену осветительных ламп на энергосберегающие, утепление чердаков, замену оконных рам на металлопластиковые и т.д.
Перечень отдельных энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере в 2008г.:
• Вынос котельных из-под зданий: Стахановской гимназии №7, Стахановской общеобразовательной школы №13, Стахановской многопрофильной гимназии , Центра детско-юношеского творчества.
• Установка автономной системы теплообеспечения вместо централизованной в дошкольных учебных заведениях № №8, 38,42.
• Замена ламп накаливания на энергосберегающие в учреждениях образования.
• Реконструкция газовой котельной городской больницы №1.
• Установка мини-котельной в городской поликлиники №2 (Южный микрорайон).
• Реконструкция мини-котельной в стоматологии №1 (ул. Ленина).
• Замена системы теплообеспечения в детской школе искусств №1.
• Установка автономной системы теплообеспечения вместо централизованной в ДК им. Горького.
• Замена оконных рам, утепление чердаков, замена ламп на энергосберегающие в учреждениях культуры.
• Установка автономного теплообеспечения западной трибуны стадиона «Победа».
• Замена прожекторов с лампами 500 Вт на энергосберегающие прожекторы 200 Вт в плавательном бассейне.
• Установка газовой котельной для теплообеспечения вместо угольной в территориальном центре по обслуживанию пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан.
Кроме этого, будет продолжено выполнение программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства – это переход низкоэтажного жилищного фонда городского совета от централизованного на индивидуальное отопление.
Из местного бюджета будут выделены средства населению для приобретения отопительных котлов индивидуального отопления в домах, отсоединенных от централизованного теплоснабжения 150,0 тыс.грн.
Общий объем финансирования Комплексной Программы энергосбережения г. Стаханова на 2008 год составит 27,411 млн. грн. (в 2007 году – 4,262 млн.грн.).
В результате внедрения Программы будут сэкономлены:
• газ – 1,472 млн. м3,
• электроэнергия – 44,807 млн. кВт./ч,
• теплоэнергия – 10,851 тыс.Гкал,
• уголь – 2,271 тыс.т.,
• бензин – 0,195 тыс.т.
Общий экономический эффект от внедрения Программы составит 18,492 млн. грн., или 95,2% от фактического экономического эффекта, полученного в 2007 году (19,417 млн.грн.). Срок окупаемости всех расходов – 1,5 года.
Перспективные направления работы по энергосбережению в городе Стаханове
1. Для успешного энергосбережения необходимо мобилизовать средства всех источников финансирования, в том числе средства Национального Агентства Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов, на решение первостепенной проблемы – обеспечение всех без исключения объектов социальной сферы автономными системами теплоснабжения.
2.Считая, что поквартирные системы отопления имеют ряд преимуществ по сравнению с централизованными системами – способствовать внедрению индивидуального отопления для населения.
3.Одним из наиболее перспективных направлений нетрадиционной энергетики в городе есть утилизация тепла и энергии, в первую очередь, промышленных выбросов и твердых бытовых отходов, что позволяет производить дополнительную энергию без расходов топлива.
4.Изучение технических возможностей перепрофилирования путем реконструкции и модернизации городских газовых котельных, которые производят тепловую энергию, на комплексные энергетические станции, которые производят совместно тепловую и электрическую энергии от одного вида топлива – природного газа.
О выполнении городской Комплексной Программы энергосбережения
за 1 квартал 2008 года
При расходах на внедрение малорасходных, первоочередных, энергосберегающих мероприятий Комплексной Программы энергосбережения за 1 квартал 2008 года 0,627 млн. грн., экономический эффект от внедрения этих мероприятий за 1 квартал 2008 года составил 4,084 млн. грн.
Сэкономлено 5,099 тыс. т.у.т. энергетических ресурсов, в том числе в натуральном выражении: электроэнергии – 9,525 млн.кВт./ч., природного газа - 0,135 млн. м 3 , теплоэнергии 1,255 тыс. Гкал., угля - 0,025 тыс.т., бензина - 0,011 тыс. т.
Итак, Программа энергосбережения города выполняется, однако уровень энергосбережения мог бы быть выше.
Главная причина отсутствия значительных успехов по энергосбережению состоит в том, что, по-прежнему, нет никаких экономических стимулов и реальных правовых механизмов, побуждающих к энергосбережению. Нет реальной государственной финансовой поддержки. Практически все затраты ложатся на сами предприятия, большинство которых находятся в сложном финансовом положении.
Значительно на итоги выполнения Программы энергосбережения влияет наш с Вами, уважаемые стахановчане, менталитет.
Высокий уровень ресурсной обеспеченности распавшегося Советского Союза десятилетиями вселял уверенность в полном обеспечении энергоснабжения, что запасы природных ресурсов беспредельны. Исключительно низкий уровень эффективности использования топлива и энергии сложился практически без исключения во всех сферах экономики страны.
Особенно это видно на примере жилищно-коммунальной сферы. Политика дешевых энергоносителей способствовала повсеместному строительству зданий с низким термическим сопротивлением ограждающих конструкций, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей, холодной воды и природного газа – к расточительному их использованию населением, выработке у всех соответствующего отношения к дешевым в то время энергоносителям. Завышенному потреблению ресурсов способствовали также низкая эффективность котельных и бытовых электроприборов, высокие нормативы бытового потребления энергоресурсов при их низком качестве.
Подавляющая часть теплопотерь в жилых зданиях проходит через стены, кровлю и окна. Самый простой способ уменьшить теплопотери – утепление стен, окон, кровли, а также установка энергосберегающих стеклопакетов. Существует резерв энергосбережения и в системах освещения. Опыт энергосбережения показывает, что за счет наведения элементарного порядка в энергопотреблении, не ограничивая себя в удобствах, можно экономить в быту до 20,0% количества энергии.
Без серьезного отношения к энергосбережению как системе по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, нам не снизить «дикую» энергоемкость нашей экономики, не переломить ситуацию в сторону кардинального улучшения.
Вывод: не научимся экономить и платить вовремя- никогда не излечимся от энергетической лихорадки!
Людмила НЕВРОВА,
главный специалист управления экономики
и рыночных отношений Стахановского городского совета
главный специалист управления экономики
и рыночных отношений Стахановского городского совета