Польский прорыв - полезный опыт привлечения инвестиций
Главным управлением экономики Луганской областной администрации совместно с общественной организацией “Агентство устойчивого развития Луганской области” и Малопольским Институтом Местного Самоуправления и Администрации (MICTiA) был реализован проект “Школа привлечения инвестиций для восточноукраинских субъектов публичной администрации”.
Проект был профинансирован в рамках программы Министерства иностранных дел республики Польша “Закордонна допомога-2008”.
На конкурсных условиях была отобрана группа специалистов органов местного самоуправления из городов и районов нашей области. От города Стаханова участие в работе школы принял автор этой статьи.
Были проведены две учебные сессии в Восточном бизнес-центре г. Луганска, учебная 5-дневная поездка в Польшу и итоговая международная конференция в Луганской облгосадминистрации. Целью занятий было приобретение теоретических знаний и ознакомление с результатами работы органов местного самоуправления республики Польша по привлечению инвестиций и развитию территорий.
Две сессии, по три дня занятий каждая, которые были проведены специалистами из Польши в октябре и ноябре, оказались очень продуктивными и дали нам общие понятия о формировании инвестиционных программ, определении приоритетов социально-экономического развития, формировании инфраструктуры территорий и роль Евросоюза в развитии страны, ставшей её новым членом.
Нам сразу дали понять, что та крылатая фраза “Запад нам поможет” в том смысле, что если мы вступим в Евросоюз, то нам из Брюсселя дадут много денег и заживем мы богато, пустые надежды. Деньги могут быть выделены на реализацию межгосударственных проектов, таких как совершенствование транспортных систем и коммуникаций, но, в основном, это могут быть кредиты.
Задача состоит в том, чтобы реализовать потенциальные возможности страны через создание условий для реализации потенциальных возможностей каждой территориальной громады, каждого человека при активном участии органов местного самоуправления.
Я видел Польшу 30 лет назад, когда служил в армии. Тогда она мне показалась очень бедной страной. Побывав в Польше сейчас, я увидел совершенно другое государство. В нашей группе были те, которые знали Польшу пятилетней давности, и они отметили поразительные успехи в развитии этой страны.
Что стало основой такого прогресса? Ответ очень простой и понятный - успех достигнут за счет повышения роли местного самоуправления, а именно, государственного законодательства, сориентированного на низовые административные единицы (села, города, районы) и на человека.
Административное деление в Польше несколько отличается от нашего. Низовое звено называется гмина, в которую может входить город и несколько сел. Несколько гмин объединяются в поветы, поветы входят в воеводства. Мы прибыли 16 ноября в г. Краков - центр Малопольского воеводства.
За время визита посетили гмину Неополомице, Мыслениц, повет Суски, горный курорт Закопане, Краковский технологический парк. Везде состоялись интересные встречи с руководителями администраций и польскими коллегами.
Наиболее интересным и показательным было посещение гмины Неополомице и встреча с её бургомистром. Бюджет гмины, где проживает 22 тыс. человек, в 1991году был 3 млн. злотых (6 млн. грн.), в 2007году 120 млн., а в этом году 140 млн. злотых.
На социально-экономическое развитие выделяется более 50% бюджетных средств. За эти деньги построено 10 стадионов, бассейн, поле для гольфа, созданы спортивные секции, и часть этих средств идет на реализацию инвестиционных проектов.
Доходная часть бюджета состоит из 3-х составляющих: 1-я - местные налоги (земля, строения, частные транспортные средства); 2-я - субвенции из госбюджета на образование, медицину, социальную помощь семьям, доплаты на детей и др. Эти расходы находятся на полном финансировании государства. 3-я - налоги от частных лиц и предприятий. Это налог на собственность. В Неополомице его доля в бюджете гмины около 40%.
И здесь прямая зависимость - если жители богатые, то и средств в бюджет поступает больше. Поэтому органы местного самоуправления создают все условия для повышения качества жизни населения. В Польше налог с частных лиц не платят только собственники сельскохозяйственных предприятий.
Особое внимание уделяется привлечению прямых иностранных инвестиций. До того, как инвестор приходит на территорию, гмина за бюджетные средства подводит к участку дорогу и коммуникации, включая водопровод, канализацию, газопровод, линию электропередач.
При появлении потенциального инвестора сотрудники администрации гмины выдают ему “дорожную карту”, в которой указано, какие документы и за какое время он должен оформить, и какие документы и когда ему должна выдать администрация. Это своего рода план, из которого понятно какие шаги, когда, как, и где надо предпринять, и какие финансовые затраты необходимо будет понести, чтобы оформить и запустить инвестиционный проект, начиная с оформления земли, заканчивая его строительством, наймом сотрудников и запуском производства.
К сведению - в экспертизе проекта задействованы около 40 организаций (экологи, пожарные и др.) и на выполнение экспертизы законом отведен 21 день, а вся документация оформляется за 2 месяца.
Общаясь с бургомистром Неополомице мы узнали, что административный аппарат бургомистра в гмине 70 человек, где создан стратегический отдел, который занимается вопросами планирования застройки территорий и сопровождения инвестиционных проектов.
В результате удачного сочетания новых законов и великолепных организационных способностей бургомистра и его команды, начиная с 2002 года в гмину Неополомице поступили прямые иностранные инвестиции и реализованы 5 крупных инвестиционных проектов:
* завод по производству напитков фирмы «Кока-Кола» (400 рабочих мест);
* завод по производству резинотехнических изделий для легковых автомобилей (200 рабочих мест);
* завод по производству металлических крышек к стеклянной таре для пищевой промышленности (180 рабочих мест);
* завод по сборке грузовых автомобилей фирмы “МАН” (600 рабочих мест);
* начато строительство электростанции.
И все это на территории громады, где проживает всего лишь 22 тыс. человек.
Мы посетили 3 предприятия и убедились, что это суперсовременные заводы. Нас поразила высокая культура производства, безопасность труда, организация контроля качества.
На всех заводах мы нигде не увидели фундаментов под оборудованием. Оборудование установлено на своих опорах непосредственно на пол, что позволяет быстро переориентировать предприятия на выпуск другой продукции. Сам пол по всей территории предприятий выполнен в одном уровне и он ровный, гладкий и чистый настолько, что в нем видно отражение.
Сырьё, детали, отдельные узлы поступают на место передела или сборки с точностью до секунды и нигде не складируются. Хорошо нам известная организация труда, когда “...кирпич есть, раствора нет, сижу, курю...” на этих предприятиях немыслима.
Бытует мнение, что иностранцы, перевооружая свои предприятия, будут поставлять нам морально устаревшие технологии и физически изношенное оборудование. Это может иметь место, если в роли инициаторов проектов выступают некоторые наши сограждане, замаскированные под иностранных инвесторов, которые в свое время смогли вывести за границу сомнительно приобретенный капитал, и сейчас на уровне своих понятий хотят организовать производство, покупая технологии и оборудование подешевле.
Солидные компании не будут вкладывать деньги в сомнительные проекты. Они идут в любую точку мира с новыми технологиями потому, что для них главная проблема - это конкуренция, а главная задача - получение прибыли. Опыт развития мировой экономики подсказывает, что добиться успеха можно только при применении высоких ресурсо- и энергосберегающих технологий и передовых методов организации труда. Это именно то, что мы увидели на новых польских заводах, построенных иностранными компаниями.
Везде где мы были, мы увидели, что люди живут в достатке, улицы городов и поселков чистые, все здания отремонтированы, в отличном состоянии дороги. Хорошо работает сфера обслуживания. Кроме магазинов и кафе мы, даже в небольших поселках, встречали вывески фитнес-клубов, соляриев, салонов красоты. В каждом жилом районе есть спортивные сооружения и детские площадки, или как они их называют “зоны активного отдыха”.
Увидев прогресс развития Польши, сам по себе возникает вопрос - почему наша страна с ресурсным потенциалом, гораздо большим, чем в Польше и гораздо лучшими стартовыми позициями, остается одной из беднейших стран в мире?
Что мы видели и что не видели в Польше? Мы видели много частных автомобилей, но все они малого и среднего класса, супердорогих мы не видели. Мы видели много индивидуальных домов, но индивидуальных дворцов мы не видели.
Нас знакомили с законами понятными и простыми, а таких законов по которым “...нельзя, но если очень хочется то можно...”, мы не видели. Так может быть в позиции “власть держащих”, которые не желают расставаться с такими законами, и есть вся проблема?
Больно смотреть, как наши лидеры “ломятся” в Европу, а их не пускают. Ведь сначала необходимо принять законы, которые дадут свободу развитию личности, бизнесу и местному самоуправлению, и люди сами поднимут свою страну.А потом нас смогут принять в Европу, если мы захотим.
П. А. Кравчук ,
начальник управления
экономики и рыночных отношений