На физкультуру - за здоровьем?
Детская смертность на уроках физической культуры (за 6 лет в Украине умерло 13 школьников и лишь 1 - из-за полученной травмы) заставляет педагогов, медиков и родителей бить тревогу. Все понимают, что систему преподавания физкультуры необходимо менять.
Но, к сожалению, сделать это на местном уровне не возможно, так как есть ряд министерских норм, тестов, которые школьники должны выполнить, чтобы получить высокий балл. При этом не учитываются индивидуальные способности учеников, состояние их здоровья - все подгоняются под одну гребенку. И это, как показывает опыт, приводит к ужасным последствиям.
О том, как решить эту проблему в пределах нашего города, думали директора общеобразовательных и спортивных школ, методисты городского методкабинета и медики на семинаре “Деятельность общеобразовательного учебного заведения по формированию у учеников навыков здорового образа жизни и физического развития личности”.
- Чувство жалости и сострадания вызывает та нация, которая не заботится о будущих поколениях, - такими словами открыла встречу заместитель начальника городского управления образования и воспитания Т. А. Попова. - Физическая культура призвана развивать и укреплять здоровье детей.
С пониманием к физической культуре и спорту относятся городские власти. Татьяна Анатольевна рассказала о достижениях в области образования и спорта, которых удалось достичь в прошлом году. С сожалением отметила, что финансирование спорта в этом году в бюджете страны стоит на последнем месте и осуществляется по остаточному принципу.
Исходя из цифр, 23% средств недополучит и образование. Такое положение не может не сказываться на развитии физической культуры, которую необходимо делать любимой и доступной детям.
- Из общего количества учеников нашей гимназии в 2008 году лишь 50 человек, по данным медицинского осмотра, абсолютно здоровы. Это составляет 10,9% от всей численности школьников и на 24% меньше, чем в 2007 году, - сказала директор гимназии № 26 О. А. Шапка. - И что интересно, среди них нет отличников.
Чтобы не допустить появления новых болезней у учащихся, не дать уже существующим перейти в хроническую форму, педколлектив гимназии разработал комплекс по формированию у учеников навыков здорового образа жизни и физического развития личности. В ходе семинара Ольга Александровна подробно познакомила присутствующих с основными его направлениями.
МЕДИКИ БЬЮТ ТРЕВОГУ
О том, что с каждым годом уменьшается количество абсолютно здоровых детей, говорила и заведующая дошкольно-школьным отделением городской детской больницы Л. Л. Чаплыгина. По словам медика, лишь 12% всех учащихся в 2008 году обладали крепким здоровьем; 72% - дети с функциональными отклонениями; 13% - школьники с хроническими патологиями, 1,48% - дети-инвалиды.
Если рассматривать структуру заболеваемости, то ведущее место занимает окулистическая патология, вторая позиция - у хирургической, замыкают тройку лидеров психические расстройства.
В диспансерной группе школьников (1119 учащихся в 2008 г.) на первом месте - заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором - неврологические, третьем - окулистические.
По данным Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМНУ, здоровыми в школу приходят лишь 22,7% детей, а выпускники, кроме багажа знаний, со школы “выносят” болезни органов зрения, пищеварения, нер-вной, иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ - РАЗНЫЕ ВЕЩИ
В этом убежден директор СДЮШОР Ю. И. Спанчак. Спорт, по его словам, это тяжкий труд, которым занимаются немногие. Физическая культура - одна из составляющих гармоничной личности.
Директор спортивной школы олимпийского резерва сказал, что к детям нужно подходить индивидуально. За границей уроки физкультуры проходят не по классам, а группам по состоянию здоровья, и в каждой своя физическая нагрузка.
Вместо спортивных школ у них спортивные клубы при учебных заведениях, которые финансируются попечительским советом. Попасть в такой клуб очень сложно, но весьма престижно.
Также Юрий Иванович обратил внимание коллег, что в развитых странах нет оценочной системы физической культуры как предмета. На занятиях дети не ставят рекордов, а укрепляют здоровье.
Ю. И. Спанчак рассказал, что уроки физкультуры ставят последними, чтобы дети могли привести себя в порядок в душе. В наших общеобразовательных школах душевые отсутствуют.
Нужно сделать так, чтобы наши школьники с радостью шли на уроки физкультуры и получали от них как можно больше пользы для здоровья.
На трудностях недофинансирования спортивных школ остановился директор ДЮСШ А. В. Дмитриев. В связи с недостатком средств, многие дети не смогут поехать на соревнования, если спонсорами не выступят родители. За счет местной казны смогут поехать лишь лучшие из лучших.
Также на семинаре говорилось о нормативно-правовом обеспечении учебно-воспитательного процесса по физкультуре, был рассмотрен опыт работы по физическому воспитанию гимназии № 26.
Татьяна НЕМЫКИНА
Фото автора
Коментарів 1