Здоровье детей — здоровье нации
29 января в Стахановской гимназии №26 прошел городской научно-методический семинар: «Деятельность общеобразовательного учебного заведения по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни и физического развития личности»...
В семинаре принимали участие директора школ, в том числе спортивных, методисты городского методкабинета. Вопросы поднимались серьезные, ведь здоровье детей — это здоровье нации, а наша страна и, в частности, наш город не могут гордиться здоровьем подрастающего поколения. Здоровье детей уже не первый год вызывает беспокойство врачей, учителей, родителей. Здоровье каждого человека на 50% зависит от способа жизни, эмоционального состояния, окружающей среды, питания, активности, физической культуры, которая и призвана укреплять здоровье.
Интересным и содержательным был доклад Татьяны Анатольевны ПОПОВОЙ, зам.начальника управления образования и воспитания, она осветила следующие актуальные вопросы:
— Структуру преподавания физической культуры необходимо срочно менять.
— Необходимо менять стереотипы и устанавливать новые системы физической подготовки детей, пора уходить от топтания на месте и переставать пользоваться системой наших отцов, ведь нельзя забывать, что времена СССР были абсолютно другими, и другим было финансирование спорта. Уроки физкультуры должны проходить не по классам, как проходили на протяжении многих лет по советской системе, а по группам, которые распределяются по состоянию здоровья учащихся, по способностям, по интересам. Так как все дети разные, у каждого разные способности: кто-то дальше прыгнет, кто-то быстрее пробежит, и нельзя всех подводить под одну черту. Та система, которой учебные заведения пользуются со времен Советского Союза, давно не оправдывает себя и где-то опасна. Еще одна немаловажная задача — сделать все возможное, чтобы физкультура была любимой и доступной по физическим возможностям. Из социального опроса учащихся видно, что дети занимаются физкультурой для красивого тела, для здорового образа жизни, но не потому, что любят занятия физкультурой.
— Уроки должны строиться на постоянном развитии способностей каждого ребенка.
— Бичами нашего города ХХ и ХХІ столетий являются заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти заболевания напрямую связаны с экологической обстановкой в нашем регионе, работой шахт, заводов и т.д. Для детей 12—13 лет характерно такое заболевание, как вегето-сосудистая дистония. За последние 6 лет в Украине на уроках физкультуры произошло 12 смертельных случаев, и только один из них был связан с травмой. Все остальные — последствие сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому, во избежание подобных случаев, необходимо учитывать особенности организма каждого ребенка и его физические возможности.
— Основной вопрос — здоровье детей.
— В Украине за последние годы показатели, которые характеризуют состояние здоровья детей и подростков, приобрели крайне неблагоприятные тенденции. На сегодняшний день значительное количество выпускников школ имеет нарушения в здоровье. В первую очередь, нарушения осанки, зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, нервной системы, психические расстройства, нарушения детородной функции у девушек. Об этом свидетельствуют данные медицинских обследований выпускников. Проблема еще и в том, что в первый класс приходят уже нездоровые дети. Из всех первоклассников только 22,7% детей здоровы. Каждый год увеличивается число детей, которые в связи с состоянием здоровья находятся на индивидуальном обучении. Ежегодно в школы приходят 51,8% детей с хроническими патологиями. Функциональные нарушения имеют 25,5% детей, у 65% — заболевания лор-органов, 57% детей страдают от ортопедической патологии. В школы приходит 41% детей с заболеванием органов пищеварения, 30% — с нарушением осанки, 26% — с заболеванием сердечно-сосудистой системы, 11% детей имеют патологию эндокринной системы, а 70% будущих учеников имеют нарушение в созревании и функционировании высшей нервной деятельности. Так, в этом учебном году среди учеников только 50% здоровых детей. Глядя на проценты заболеваемости детей дошкольного возраста, задаешь вопрос, о каких достижениях может идти речь? Когда состояние здоровья или, точнее сказать, нездоровья детей, находится на таком уровне. Над этими цифрами нужно задуматься.
— Недофинансирование из государственного бюджета.
— К сожалению, в городском бюджете финансирование спорта всегда стоит на последнем месте и не только в нашем городе, а и во всей Украине. Если говорить о бюджете этого года, то на 23% недофинансировано образование, на 78% финансируется медицина, а на спорт выделено всего 23% от нужной суммы для развития или хотя бы поддержания. За последние несколько лет возросло число желающих посещать спортивные секции, в Стаханове занимаются спортом около 2000 детей школьного возраста. Но для полного развития ребенка, для поездок на соревнования нужны деньги, которые город не выделяет в полной мере. Конечно, спортивные залы ремонтируются, выделяются средства из местного бюджета, а также за счет спонсоров. Каждый директор старается отремонтировать спортивный зал, но купить новое оборудование фактически ни одна школа не может. Это одна из основных проблем школ нашего города.
Свое мнение высказала директор гимназии №26 Ольга Александровна ШАПКА:
— Парадоксально, что за последние годы значительно выросла успеваемость детей, но также значительно ухудшилось их здоровье. И это, конечно, основная проблема. Для ее решения нужно бороться не только специалистам: учителям, тренерам, но и родителям. И начинать задумываться о здоровье ребенка нужно с самого раннего возраста. Безусловно, мы проводим собрания с родителями, порой, встречаем стену непонимания, говоря о том, что ребенку нужно нормальное питание — больше горячих блюд и витаминов, меньше бутербродов, жиров и сладостей. Здоровье детей — это наше будущее и то, каким оно будет, зависит от нас.
Юрий Иванович СПАНЧАК, директор СДЮШОР, проанализировал проблемы физической культуры и спорта:
— Прежде всего, нужно не забывать, что физкультура и спорт — это два разных понятия. Физкультура предназначена для здоровья и физического развития человека. Спорт — это огромный труд и постоянные нагрузки. Глядя на те нормативы, которые сегодня применяются в системе оценивания на уроках физкультуры, откровенно удивляешься. Невозможно оздоровиться, когда нормы гораздо выше твоих возможностей. Таким образом, система не может быть одинаковой для всех детей: кто-то может пробежать стометровку за 10 минут, а кто-то не в состоянии этого сделать и тем самым только ухудшает свое здоровье, выполняя нормативы, которые ему не под силу. Хочу подчеркнуть, что ни в одной стране мира не существует оценивание физкультуры как предмета, проще говоря, за нее не ставят баллы, также нет классов, есть группы. Ни в одной стране не ставят урок физкультуры в начале или середине учебного дня, в нашей стране это в порядке вещей. В отличие от развитых стран мира, у нас почти нет душевых в школах. Все наши системы давно не подходят и их нужно «ломать», нужно экспериментировать во благо наших детей. Заниматься с детьми спортом, учить их воспитывать силу духа — это то, что может дать тренер, но этого мало. На развитие ребенка необходимы средства, поэтому правительство должно быть обеспокоено вопросом недофинансирования физкультуры и спорта.
Чувство жалости и сострадания вызывает та нация, которая не заботится о своем будущем поколении. Для воспитания и формирования физически и морально, духовно здорового ребенка, необходимо, прежде всего, осознать проблему и начать действовать. Ведь формирование творческой личности и забота о физическом и психическом здоровье населения — это долг и обязанность государства.
В семинаре принимали участие директора школ, в том числе спортивных, методисты городского методкабинета. Вопросы поднимались серьезные, ведь здоровье детей — это здоровье нации, а наша страна и, в частности, наш город не могут гордиться здоровьем подрастающего поколения. Здоровье детей уже не первый год вызывает беспокойство врачей, учителей, родителей. Здоровье каждого человека на 50% зависит от способа жизни, эмоционального состояния, окружающей среды, питания, активности, физической культуры, которая и призвана укреплять здоровье.
Интересным и содержательным был доклад Татьяны Анатольевны ПОПОВОЙ, зам.начальника управления образования и воспитания, она осветила следующие актуальные вопросы:
— Структуру преподавания физической культуры необходимо срочно менять.
— Необходимо менять стереотипы и устанавливать новые системы физической подготовки детей, пора уходить от топтания на месте и переставать пользоваться системой наших отцов, ведь нельзя забывать, что времена СССР были абсолютно другими, и другим было финансирование спорта. Уроки физкультуры должны проходить не по классам, как проходили на протяжении многих лет по советской системе, а по группам, которые распределяются по состоянию здоровья учащихся, по способностям, по интересам. Так как все дети разные, у каждого разные способности: кто-то дальше прыгнет, кто-то быстрее пробежит, и нельзя всех подводить под одну черту. Та система, которой учебные заведения пользуются со времен Советского Союза, давно не оправдывает себя и где-то опасна. Еще одна немаловажная задача — сделать все возможное, чтобы физкультура была любимой и доступной по физическим возможностям. Из социального опроса учащихся видно, что дети занимаются физкультурой для красивого тела, для здорового образа жизни, но не потому, что любят занятия физкультурой.
— Уроки должны строиться на постоянном развитии способностей каждого ребенка.
— Бичами нашего города ХХ и ХХІ столетий являются заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти заболевания напрямую связаны с экологической обстановкой в нашем регионе, работой шахт, заводов и т.д. Для детей 12—13 лет характерно такое заболевание, как вегето-сосудистая дистония. За последние 6 лет в Украине на уроках физкультуры произошло 12 смертельных случаев, и только один из них был связан с травмой. Все остальные — последствие сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому, во избежание подобных случаев, необходимо учитывать особенности организма каждого ребенка и его физические возможности.
— Основной вопрос — здоровье детей.
— В Украине за последние годы показатели, которые характеризуют состояние здоровья детей и подростков, приобрели крайне неблагоприятные тенденции. На сегодняшний день значительное количество выпускников школ имеет нарушения в здоровье. В первую очередь, нарушения осанки, зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, нервной системы, психические расстройства, нарушения детородной функции у девушек. Об этом свидетельствуют данные медицинских обследований выпускников. Проблема еще и в том, что в первый класс приходят уже нездоровые дети. Из всех первоклассников только 22,7% детей здоровы. Каждый год увеличивается число детей, которые в связи с состоянием здоровья находятся на индивидуальном обучении. Ежегодно в школы приходят 51,8% детей с хроническими патологиями. Функциональные нарушения имеют 25,5% детей, у 65% — заболевания лор-органов, 57% детей страдают от ортопедической патологии. В школы приходит 41% детей с заболеванием органов пищеварения, 30% — с нарушением осанки, 26% — с заболеванием сердечно-сосудистой системы, 11% детей имеют патологию эндокринной системы, а 70% будущих учеников имеют нарушение в созревании и функционировании высшей нервной деятельности. Так, в этом учебном году среди учеников только 50% здоровых детей. Глядя на проценты заболеваемости детей дошкольного возраста, задаешь вопрос, о каких достижениях может идти речь? Когда состояние здоровья или, точнее сказать, нездоровья детей, находится на таком уровне. Над этими цифрами нужно задуматься.
— Недофинансирование из государственного бюджета.
— К сожалению, в городском бюджете финансирование спорта всегда стоит на последнем месте и не только в нашем городе, а и во всей Украине. Если говорить о бюджете этого года, то на 23% недофинансировано образование, на 78% финансируется медицина, а на спорт выделено всего 23% от нужной суммы для развития или хотя бы поддержания. За последние несколько лет возросло число желающих посещать спортивные секции, в Стаханове занимаются спортом около 2000 детей школьного возраста. Но для полного развития ребенка, для поездок на соревнования нужны деньги, которые город не выделяет в полной мере. Конечно, спортивные залы ремонтируются, выделяются средства из местного бюджета, а также за счет спонсоров. Каждый директор старается отремонтировать спортивный зал, но купить новое оборудование фактически ни одна школа не может. Это одна из основных проблем школ нашего города.
Свое мнение высказала директор гимназии №26 Ольга Александровна ШАПКА:
— Парадоксально, что за последние годы значительно выросла успеваемость детей, но также значительно ухудшилось их здоровье. И это, конечно, основная проблема. Для ее решения нужно бороться не только специалистам: учителям, тренерам, но и родителям. И начинать задумываться о здоровье ребенка нужно с самого раннего возраста. Безусловно, мы проводим собрания с родителями, порой, встречаем стену непонимания, говоря о том, что ребенку нужно нормальное питание — больше горячих блюд и витаминов, меньше бутербродов, жиров и сладостей. Здоровье детей — это наше будущее и то, каким оно будет, зависит от нас.
Юрий Иванович СПАНЧАК, директор СДЮШОР, проанализировал проблемы физической культуры и спорта:
— Прежде всего, нужно не забывать, что физкультура и спорт — это два разных понятия. Физкультура предназначена для здоровья и физического развития человека. Спорт — это огромный труд и постоянные нагрузки. Глядя на те нормативы, которые сегодня применяются в системе оценивания на уроках физкультуры, откровенно удивляешься. Невозможно оздоровиться, когда нормы гораздо выше твоих возможностей. Таким образом, система не может быть одинаковой для всех детей: кто-то может пробежать стометровку за 10 минут, а кто-то не в состоянии этого сделать и тем самым только ухудшает свое здоровье, выполняя нормативы, которые ему не под силу. Хочу подчеркнуть, что ни в одной стране мира не существует оценивание физкультуры как предмета, проще говоря, за нее не ставят баллы, также нет классов, есть группы. Ни в одной стране не ставят урок физкультуры в начале или середине учебного дня, в нашей стране это в порядке вещей. В отличие от развитых стран мира, у нас почти нет душевых в школах. Все наши системы давно не подходят и их нужно «ломать», нужно экспериментировать во благо наших детей. Заниматься с детьми спортом, учить их воспитывать силу духа — это то, что может дать тренер, но этого мало. На развитие ребенка необходимы средства, поэтому правительство должно быть обеспокоено вопросом недофинансирования физкультуры и спорта.
Чувство жалости и сострадания вызывает та нация, которая не заботится о своем будущем поколении. Для воспитания и формирования физически и морально, духовно здорового ребенка, необходимо, прежде всего, осознать проблему и начать действовать. Ведь формирование творческой личности и забота о физическом и психическом здоровье населения — это долг и обязанность государства.
Александра ЛЕСТУСЬ