Мэр С.В. Жевлаков о насущных проблемах города
Продолжаем публикацию ответов городского головы г.Стаханова С.В. Жевлакова на вопросы, заданные во время последней пресс-конференции с корреспондентами городских и региональных СМИ.
— Сергей Васильевич, как планируется решать вопрос с выплатой летних отпускных бюджетникам города?
— Бюджет 2009 года оказался одним из худших за последние 10 лет. До нашего сведения довели такую цифру и выделили такую дотацию, по которой жить и работать городу практически невозможно. Бюджет 2009 г. рассчитывался на условия предыдущего года, когда объем производства возрастал. Когда произошел обвал экономики страны, в том числе и экономики г. Стаханова, мы оказались в сложнейшей ситуации, после того как была приостановлена деятельность наших основных бюджетообразующих предприятий. Если посмотреть на бюджет 2009 г., то даже при том, что он был сформирован на основе данных 2008 г., который был успешным, мы должны были закрыть 20% школ, 22% больниц, 62% учреждений культуры и 88% учреждений спорта. Это при том, если бы все заводы работали и давали отчисления в местный бюджет. Но наша задача сегодня — сохранить Дворец культуры, бассейн, библиотеки и др. учреждения, каким-то образом выжить в этих условиях.
Город Стаханов является дотационным и до 45% нашего бюджета дает государство, а оно не додало нам денежных средств, и в этих условиях мы еще потеряли дополнительно почти 40% поступлений денежных средств от предприятий всех форм собственности. Поэтому на сегодняшний день не достает средств даже на выплату зарплаты бюджетной сфере. Мы уже взяли 17 кредитов на сумму почти более 33 млн. грн. Каким образом идет погашение? После того, как мы берем кредит, на следующий день начинается изъятие денежных средств с нашего расчетного счета: 80% идет на погашение кредита и 20% остается на жизнедеятельность города. Это настолько недостаточно, что мы оказались в патовой ситуации, когда не имеем возможности выплатить бюджетникам отпускные.
Вместо того, чтобы выплатить зарплату в начале месяца, выплачиваем в конце. Мы не состоянии сегодня выплатить отпускные бюджетной сфере. Нам придется выбирать: либо ежемесячная зарплата, пусть с задержкой, либо один раз отпускные и 2 месяца мы не сможем выплатить зарплату вообще. У нас нет такой финансовой возможности. И это при том, что еще необходимо платить за энергоносители, медикаменты и др. Люди, которые работают в бюджетной сфере, — добрые, интеллигентные — страдают. В этих условиях для того, чтобы хоть как-то выплачивать зарплату, нам приходится идти на непопулярные меры. Сколько писем мы ни написали — пока нет положительного ответа со стороны правительства и других структур, которые должны рассмотреть вопрос по дотации городу Стаханову для того, чтобы привести в соответствие бюджет. Пока этого не произошло, нам приходится выживать в жестких условиях. Если бы мы пошли по пути того, чтобы сохранить заработную плату — ту, которая была в 2008 г., — нам пришлось бы уволить половину бюджетников, но мы приняли решение сохранить кадры.
— Возобновилась ли в полном или частичном объеме работа на заводах города?
— На данный момент есть информация о том, что появились заказы, пусть небольшие, на ОАО «СВЗ». На ОАО «СЗФ» из 8 печей заработало 5, ранее работало 2. Проблемная ситуация складывается на ЗАО «Стахановский машиностроительный завод»: задолженность по зарплате — порядка 1 млн. 200 тыс. грн. Многие российские потребители отказались от продукции, но руководство предприятия ищет новые рынки сбыта и заказы на новые виды продукции.
— Будет ли и как конкретно решаться проблема перевозок льготной категории пассажиров в городе? Что сделано для возобновления работы ТТУ?
— Льготная перевозка граждан интересует как минимум 50% жителей г. Стаханова, потому что они пользуются льготами. Отрицательно то, что ЧП «Луганскинтерресурс» сегодня на территории нашего города не осуществляет перевозки. Почему возникла эта проблема? Первое, были приняты хорошие законы, связанные с бесплатной перевозкой, радующие пенсионеров и инвалидов. На определенном этапе государство приняло решение о льготной перевозке граждан, т.е. бесплатно. Но, к сожалению, не приняли решение о 100% финансировании льготной перевозки, а только о частичной компенсации за бесплатный проезд. Эта компенсация рассчитывалась из количества всего 8 бесплатных поездок в месяц на общественном транспорте. Вводились различные коэффициенты. В результате этого, мы получали 10% от того, что планировалось. Государство задолжало Стахановскому ТТУ 1 млн. 200 тыс. грн., что привело к его банкротству и остановке. Для сохранения предприятия мы за счет средств местного бюджета оказывали финансовую дотацию. Но ее недостаточно. Учитывая, что транспортные средства настолько изношены, что их нельзя выпускать на линию, мы пока поставили их на консервацию, содержим штат работников, которые следят за электрическими подстанциями. Такая же ситуация складывается и в других городах. Идет недофинансирование ТТУ, и они находятся на грани полной остановки, что приводит к забастовкам и митингам работников.
Если государство приняло решение бесплатно перевозить льготников, в то же время оно должно выделять и денежные средства на компенсацию. А так, государство, обманув всех, возложило эту ответственность на органы местного самоуправления. В бюджете деньги на это не закладываются и ниоткуда не берутся, тем более, что мы дотационный город. На наш взгляд, на уровне государства, Верховной Рады необходимо было принять всего-навсего одно решение: дополнительно пенсионерам либо льготной категории граждан выделить финансовую дотацию на бесплатный проезд в транспорте — определенную сумму — и добавить ее к пенсии. В этом случае сохраняем ТТУ на территории всей страны. Для частных перевозчиков закона о бесплатной перевозке практически нет, как нет дотаций. Предприниматели ограничивают перевозку льготников.
Я предлагаю провести общественные слушания и принять решение, если будет более 50% голосов «за». Первый вариант: выделить какой-то день в неделю для общественного транспорта. Начинаем работу ТТУ, ремонтируем несколько троллейбусов, выводим на линию. День в неделю транспорт этот возит бесплатно, но остальные 6 дней он должен работать платно, чтобы наработать средства на заработную плату, ремонт, оплату электроэнергии, ГСМ. Второй вариант: принять решение о 50% оплате проезда, но в течение 7 дней. Какой вариант выберут люди, в таком направлении можно будет двигаться, пока государство не решит этот вопрос.
Что касается закупки транспорта, новый современный троллейбус стоит порядка 4 млн. грн. Мы не в состоянии его купить. Наша задача — сделать хотя бы капремонт 3-4 троллейбусов частично за счет дотаций городу. Поступает много предложений и их нужно обсуждать. Все эти вопросы мы подготовим и вынесем на обсуждение на территории города.
— В одном из интервью вы сказали о переводе КП «Стахановтеплообеспечение» в здание ТТУ. На каких условиях КП «СТО» займет помещение ТТУ и почему для перевода выбрали именно это здание?
— Дело в том, что КП «Стахановтеплообеспечение» находится пока в здании, которое не является нашей собственностью и встал вопрос о его выселении. Это здание принадлежало Министерству угольной промышленности, было выставлено на аукцион для продажи. И нашему КП было предложено освободить это помещение. Самым подходящим для перевода, на наш взгляд, оказалось здание коммунальной собственности — здание ТТУ, так как оно находится практически посредине города, рядом с остановками общественного транспорта. Жителям будет легко добираться. На территории ТТУ находятся промышленные объекты — здания, сооружения, боксы — где можно ставить транспорт, осуществлять ремонтные работы для транспортных средств КП «Стахановтеплообеспечение». На данный момент, в связи с тем, что прошло 2 аукциона и здание по ул. Кирова, 36 не было продано, фонд госимущества предоставил нам письмо, согласно которому мы имеем право принять в коммунальную собственность здание либо отказаться. Если здание примут в коммунальную собственность, будет заново рассмотрен вопрос, то ли оставить КП «Стахановтеплообеспечение» в этом здании и все остальные помещения сдавать в аренду, то ли все-таки перевести КП в ТТУ, а здание продать на аукционе на территории г. Стаханова. (Прим. ред.: на 56-й сессии горсовета депутатский корпус решил принять здание по ул. Кирова, 36 в коммунальную собственность).
— Почему в нынешнем году так задержался ремонт дорог? Какие подрядные организации осуществляют ремонт дорог и какова гарантия их качества?
— Начать выполнение работ не позволяла поздняя весна — дожди, холод, слякоть. Мы дождались улучшения погодных условий и начали работы. Работами занимается ЗАО «Брянковское управление шахтостроймеханизации», которое выиграло тендер. Дополнительно часть работ выполняет КП «Стахановсвет», — за 2008 г. восстановили несколько единиц техники и самостоятельно начали выполнять работы. Будем продолжать работу по поддержке и развитию своего КП. Нет законодательных актов, устанавливающих гарантию на ямочный ремонт. Мы самостоятельно приняли решение требовать от исполнителей работ гарантию качества не менее 1 года.
Подготовила Ирина Бражко