Луганская роспись на китайском шелке
Виктория Ивановна Селимова из Стаханова называет себя бабушкой-нянькой. Но и у нас в области, и в Москве ее знают как талантливую художницу. Ее картины ценят не только за красоту, но и за оригинальный способ их создания – на шелке. Батик из Стаханова оценили в Москве и даже во Франции
– По профессии я инженер-механик. В 1979 году окончила Коммунарский горно-металлургический институт, – рассказывает Виктория Селимова. – Работала я инженером-конструктором на Кадиевском машиностроительном заводе. Хотя с самого детства любила рисовать. Мой отец был художником-любителем, он писал прекрасные картины маслом. В свое время он пытался поступить в Киевскую академию художеств, но не поступил. Мне передался талант от него. Я хотела быть дизайнером женского легкого платья, но для этого надо было ехать в далекий Ленинград, и родители не пустили меня. То есть все мои художественные планы рубились на корню. Но теперь я все-таки к ним вернулась. С 2002 года занимаюсь росписью по шелку, кроме того увлекаюсь вышивкой крестиком и вместе со старшей внучкой Светой лепим поделки из соленого теста. Кстати, на конкурсах наши работы побеждают.
– Где вы осваивали искусство батика, Виктория Ивановна?
– Обучалась я в Москве. Поехала туда к детям и внукам, и как-то увидела объявление о наборе на различные курсы по рукоделию, в том числе и по батику. У меня как раз руки чесались, нужно было выплеснуть свой талант, и я пошла на батик. Курсы вела известная художница Иконникова Любовь Мефодьевна. Прозанималась у нее месяца три, очень увлеклась и стала развивать навыки уже самостоятельно с помощью книг.
В 2006 году я купила в Москве книгу известного художника Сергея Давыдова – он является первооткрывателем батика в Москве. Потом позвонила ему, и меня приняли на его курсы. Это мой учитель, гуру, я следую его советам. После курсов получила сертификат, и в феврале этого года в Луганске совместно с клубом народного творчества «Левша» провела мастер-класс. Это было здорово! Потому что люди откликнулись и потом благодарили.
– Жителям области батик пришелся по душе?
– В Москве батик известен и популярен, а в Украине это только входит в моду. У нас в области хотят обучаться многие, но это недешево. Создавать картины тоже дорого. Я работаю на натуральном шелке, который завозится из Китая. Чтобы получился рисунок, нужны очень хорошие кисти, краски я беру специальные, плюс подрамники и так далее.
Если говорить о цене, то, к примеру, на выставке в Москве в этом году я выставляла одну работу стоимостью в 1200 долларов.
– Писать картины на шелке дольше, чем на холсте?
– Некоторые говорят, что это очень просто. Но на самом деле работа эта очень кропотливая. Рисуя маслом, можно исправить какие-то ошибки, а вот работая по ткани – нет. Здесь нужно писать на одном дыхании, поддерживая игру красок. Времени на работу уходит немало. Иногда эскиз моментально рождается в голове, набросаешь его на листе и начинаешь работать. В течение трех-четырех дней можно и завершить работу. А бывает, выполняешь заказ, который приходится переделывать – тратишь целый месяц.
– Что служит для вас источником вдохновения?
– Вдохновляет меня Третьяковская галерея в Москве. Бывая в столице России, я сразу туда бегу и любуюсь картинами. Конечно, черпаю энергию из общения с друзьями по кисти. Это огромный поток информации. Я надеюсь, что в скором времени вместе с «Левшой» смогу провести курсы от имени Сергея Давыдова в некоторых городах Луганской области.
– Вам не обидно, что в Москве вас знают лучше, чем в области?
– Многие знакомые спрашивают меня: чем ты занимаешься? Я отвечаю – батиком, а они: «Это что, чай?». Понимаете, это сразу ранит... Приходится объяснять, что это такое. Но все же начинают потихоньку узнавать. Уже были мои персональные выставки в Первомайске, в Луганске. Не раз я выставлялась в Стаханове. Заказы в области единичные, потому что работы дорогие, а положение у людей в связи с отсутствием работы, сложное.
Мои работы приобретают в основном одноклассники, друзья, также покупает горсиполком. Каких-то президентских заказов пока нет, но одна моя работа уехала во Францию.
– Виктория Ивановна, вы уже создали свою заветную картину?
– Мне кажется, батик – это безграничное творчество, как космос. Здесь нельзя остановиться. Для меня – это такая отдушина! Это окрыляет, я не замечаю времени, когда работаю. И я рада, что люди, молодежь начинает этим интересоваться. Это так здорово!