Стахановский вагоностроительный: вчера, сегодня, завтра
Одному из ведущих предприятий города и региона - Стахановскому вагоностроительному заводу - в июле исполняется 45 лет.
На страницах нашей газеты мы предлагаем вспомнить трудовые почины, производственные результаты, познакомить читателей с лучшими людьми предприятия, знаменитыми династиями, рядовыми Тружениками. Сегодня серию статей, посвященных юбилею флагмана вагоностроения, открывает хроника этапов большого пути.
Размеренный гул и сигналы маневровых тепловозов, непрекращающийся поток металлозаготовок и вспышки электрогазосварки цеховых тружеников, напряженный рабочий ритм трудового дня каждого из 4,5 тысячи работников предприятия, почти 100 тысяч произведенных грузовых вагонов различных модификаций, более 500 проверенных временем деловых партнеров – это будни, которыми изо дня в день без малого полвека живет и развивается один из лидеров машиностроительной отрасли, как области, так и страны, Стахановский вагоностроительный завод.
Однако так было не всегда. Прежде, чем стать в ряд с флагманами вагоностроения, предприятию пришлось преодолеть непростой производственный путь: закладку в чистом поле фундамента и первого кирпича, освоение производства, тяжелые 90-е – период упадка и застоя, времена банкротства и долгожданного возрождения, процветания и волны финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 гг. Но завод смог выжить, и сегодня уверенно наращивает производственные показатели.
От металлоконструкций к выпуску продукции транспортного машиностроения
Точкой отсчета истории производственной жизни вагонзавода стало 26 июня 1965 года - момент ввода в эксплуатацию Государственной комиссией первой очереди Кадиевского завода сварных конструкций – 18–19 пролетов цеха № 1 площадью 14,4 тыс. квадратных метра.
Согласно пятилетнему заданию, завод ежегодно должен был выпускать более 10 тысяч тонн металлоконструкций для башенных, козловых, элеваторных кранов и других видов техники.
Однако, мало кому известно, что начало становления предприятия пришлось на 1960 год, когда по решению Совмина СССР, с учетом специфики развивающегося промышленного комплекса Донбасского региона, было решено организовать специализированное сварочное производство по выпуску заготовок, узлов машин и механизмов с целью обеспечения тяжелого машиностроения металлоконструкциями. С этого и началась производственная история завода.
В 60-х – 70-х годах завод продолжал строительство новых объектов, расширение площадей, монтаж оборудования. Стремительными темпами вводились в эксплуатацию мощности основного и вспомогательного производств, и вместе с тем осуществлялась подготовка предприятия к выпуску сложнейшей продукции под грифом «секретно» для Министерства обороны и Мин-атома.
С 1965 по 1967 годы завод специализировался на выпуске металлоконструкций каркасов котлов большой мощности для строительства тепловых и гидроэлектростанций.
Однако из-за дефицита железнодорожного подвижного состава, задействованного в масштабных грузоперевозках, к началу 70-х годов он был перепрофилирован на выпуск продукции транспортного машиностроения - грузовых магистральных вагонов. Первая железнодорожная платформа г/п 63 т из заводских ворот вышла уже в начале 1970 года.
В 1978 году вагоностроители освоили производство нового специализированного вагона-хоппера для перевозки минеральных удобрений, модель которого совершенствовалась с каждым годом.
В настоящее время стахановские минвозы, по мнению постоянных заказчиков, считаются одними из лучших на вагоностроительном рынке среди конкурентов-производителей подобных моделей.
Тогда же в 70-х – 80-х годах конструкторской службой предприятия были разработаны и запущены в серийное производство и другие модели магистральных вагонов – окатышевозы, полимеровозы, муковозы, цементовозы, а также специализированные железнодорожные транспортеры для перевозки крупногабаритных грузов.
С того момента завод является единственным предприятием отрасли, способным выпускать специализированные транспортные средства для перевозки турбин, роторов, силовых трансформаторов и других тяжеловесных грузов.
В 1987 году Советом Министров УССР завод был удостоен звания «Предприятие высокого качества продукции», а также награжден дипломами почета ВДНХ СССР и Украины. Передовые труженики коллектива неоднократно были отмечены премиями, грамотами, орденами и медалями.
Особой гордостью для ветеранов завода и примером для подражания молодого поколения вагоностроителей по-прежнему считается успешное участие в крупнейшем международном проекте ХХ века.
Начиная с 1988 по 1992 год стахановские машиностроители изготовили 40 000 тонн высококачественных сварных конструкций особой прочности для тоннеля под проливом Ла-Манш.
За эти годы Стахановским вагоностроительным заводом был накоплен бесценный опыт сотрудничества и поставки продукции зарубежным партнерам: в Германию, Финляндию, Израиль, Иран.
Время застоя и лихолетья, возрождения и процветания …
Переломным моментом в жизни завода стал 1991 год. Развал СССР, нарушение многолетних производственных связей и переход на рыночные отношения вызвали полную остановку производства и упадок одного из мощнейших вагоностроительных предприятий страны. Тысячи высококвалифицированных работников с бесценным опытом работы были уволены или отправлены в долгосрочные бесплатные отпуска.
В 2001 году в производственной жизни предприятия наступили долгожданные перемены. Контрольный пакет акций приобрела российская компания «Группа «Альянс». СВЗ получает активную финансовую поддержку, направленную на восстановление и возобновление производства, работу конструкторской службы по разработке новых специализированных моделей.
Одним из самых успешных проектов в то время стал заказ Минатомэнерго России, для нужд которого стахановские вагоностроители совместно с Луганским ОКБ «Транспортер» разработали, изготовили и передали два высокотехнологичных железнодорожных транспортера для перевозки контейнеров с отработанным ядерным топливом.
В 2003 году на предприятии был начат серийный выпуск новых вагонов: хоппера-минераловоза с увеличенным объемом кузова, вагона-хоппера с разгрузкой в межрельсовое пространство, цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов, а с 2004 года - глуходонного и люкового полувагонов.
В 2005 году на Стахановском вагоностроительном заводе вновь произошла смена собственника. Акционеры поставили задачу укрепить и расширить производственные мощности, в т.ч. для выпуска металлоконструкций.
Численность трудового коллектива увеличилась до 6 тысяч человек, росли производственные показатели. Стахановский вагоностроительный завод уверенно встал в один ряд с флагманами вагоностроения СНГ.
2008 – 2009 годы стали критическим этапом как для машиностроительной отрасли Украины, так и для трудового коллектива предприятия, производственные и другие показатели снизились до уровня 2004 года.
Без средств к существованию остались целые семьи, которые годами работали на предприятии; были остановлены и «законсервированы» производственные линии, а уже готовая продукция оставалась на складах, поскольку покупатели из-за отсутствия средств были вынуждены отказаться от уже готовых вагонов, произведенных вагоностроителями.
Руководством СВЗ были разработаны и приняты антикризисные меры для сохранения высококвалифицированных кадров и работоспособности завода в целом.
Несмотря на трудности, с которыми столкнулось предприятие, Стахановскому вагоностроительному заводу все-таки удалось реализовать производственные планы.
Одним из наиболее значимых событий 2009 года является разработка конструкторской службой предприятия нового вагона - хоппера-цементовоза модели 19-969, который был запущен в серийное производство в третьем квартале 2008 года.
В 2009 году Стахановский вагоностроительный завод среди крупнейших вагоностроительных предприятий стран СНГ стал единственным производителем и поставщиком специализированного подвижного состава для перевозки цемента.
Приумножать и развивать
В настоящее время завод является одним из крупнейших машиностроительных предприятий Украины. Предприятие специализируется на производстве более 10 видов грузовых железнодорожных вагонов.
Сегодня производственные мощности и потенциал предприятия позволяют ежегодно выпускать до 8 тысяч единиц грузового подвижного состава и до 50 тысяч тонн строительных металлоконструкций.
Как и ранее, Стахановский вагоностроительный завод экспортирует до 98% выпускаемой продукции, львиная доля которой (95%) приходится на частные компании Российской Федерации. Кроме них продукция СВЗ есть в парках предприятий Украины, Узбекистана, Казахстана, а также стран Балтии.
С 2005 года на заводе внедрена и действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта. Ежегодные инспекторские проверки неизменно отмечают высокую культуру производства, качество продукции, отвечающее европейским стандартам.
В связи с увеличением загрузки в первом квартале 2010 года предприятие вновь перешло на трехсменный график работы. Это в свою очередь потребовало увеличения количества работников, а, соответственно, позволило сотням рабочих вернуться в строй и обеспечить семьям стабильность и вернуть уверенность в завтрашнем дне.
Таким образом, численность трудового коллектива сегодня составляет 4,5 тысячи высококвалифицированных работников. Активная кадровая политика Стахановского вагоностроительного завода по-прежнему ориентирована на поиск и подготовку самых лучших инженеров, конструкторов, технологов, сварщиков, монтажников и работников других рабочих профессий.
Мы стали еще сильнее…
Сегодня Стахановский вагоностроительный завод динамично наращивает производственные показатели. Так, объем выпуска предприятия по итогам пяти месяцев текущего года составил 2824 грузовых вагона, что на 7,5% выше показателя 2009 года.
Это позволило заводу занять 3-е место по объему производства грузовых вагонов среди производителей аналогичной продукции в Украине и 6-е место - в СНГ.
Благодаря оперативной корректировке структуры производства по типам вагонов в 2008 г., а также увеличению доли производства полувагонов, СВЗ удерживает второе место по объему производства этого востребованного вида вагонов.
В качестве ключевых факторов будущего роста необходимо отметить интерес к продукции предприятия зарубежных, прежде всего, российских покупателей, а также сохранившийся рыночный спрос на специализированный подвижной состав.
Инициатива, профессионализм, правильное управление ресурсами и использование инновационных технологий – главные составляющие, которые позволяют заводу занимать достойное место в Украине среди ведущих производителей продукции подобного рода, а также укрепить и расширить позиции на международном рынке транспортного машиностроения.
Свидетельством тому являются многочисленные награды и дипломы, которыми награждена продукция завода на выставках и конкурсах.
Мира ТРЕТЬЯКОВА
Коментарів 1