Лифтам - новую жизнь
Большинство жителей Стаханова ежедневно сталкиваются с проблемой неисправных лифтов в многоэтажных домах. Ведь работающий лифт – это редкость.
Мы побеседовали с начальником жилсервиса №8 Александром Николаевичем Борисовым и главным инженером Светланой Адамовной Паламарчук о том, как обстоят дела в их лифтовом хозяйстве.
– На обслуживании в жилсервисе №8 состоят 9 жилых домов, в которых когда-то работал 21 лифт. Но, к сожалению, сейчас в рабочем состоянии осталось только 6, еще 3 подлежат ремонту, 12 – были полностью разгромлены ещё в 90-х.
Поэтому, чтобы жильцы верхних этажей могли с легкостью добраться домой, нужно устанавливать новые лифты. Установка одного такого устройства обходится примерно в 200 тысяч гривен.
Конечно, затраты выходят колоссальные, но местные власти не оставили этот вопрос без внимания – на сессии городского совета депутаты выделили 27 тысяч гривен на текущий и капитальный ремонт лифтового хозяйства. Как вы ими распорядились?
– Эти средства были применены по назначению – они покрыли капитальный ремонт лифта по адресу ул. Юных Ленинцев, 9,1-й подъезд, который осталось лишь ввести в эксплуатацию.
Помимо этого, была проведена техническая экспертиза двух неисправных лифтов (по ул. Юных Ленинцев, 25, 3-й подъезд и пр. 50 лет Октября, 14/16, 2-й подъезд). В результате проведенных подчетов, определили, что на ремонт необходимо 11 и 6 тыс. гривен соответственно. Эти средства обещали выделить в кратчайшие сроки.
Какие организации занимаются обслуживанием и ремонтом лифтов?
– Нас обслуживает фирма ООО «Резонанс», которая проводит техническое обслуживание. А ремонтные работы выполняет фирма ООО «Рубежанск Лифт», так как в нашем городе ни у одной организации нет лицензии на проведение капитальных ремонтов лифтов.
Есть ли ещё какие-либо финансовые поступления, кроме бюджетных – оплачивают ли люди пользование лифтом?
– Жители подъездов, в которых работает лифт, платят по 0,5559 грн. с квадратного метра жилплощади (согласно постановлению Кабинета Министров Украины). Жильцы первого этажа за лифт не платят.
Сумма оплаты зависит от размера квартиры. Я считаю, что неправильно составлять платеж, основываясь на жилплощади, а не на количестве людей, непосредственно пользующихся лифтом. Сейчас, например, если в однокомнатной квартире прописаны 4 человека, то оплата составляет 20 – 30 гривен, а в трехкомнатной – одна пенсионерка, она платит 40 – 50 гривен.
Со стороны государства удобно – подсчитал площадь, получил точную сумму, но в интересах населения – нужно сделать по-другому.
И городские власти нам помогают – дают деньги на техническое освидетельствование лифтов, оплата которого в тариф не заложена, но проводится 1 раз в 3 года.
А задолженность?
– Задолженность есть у многих. Мы ведь оказываем услуги и, если говорить откровенно, работаем себе в убыток. Самые ответственные плательщики – это, конечно же, пенсионеры. Как только получают пенсию – сразу же приходят оплачивать. На большинство же жильцов нужно воздействовать – то письмами, то уговорами…
Мы работаем в ручном режиме – лифтёры сами запускают и останавливают лифты. Теперь ими можно воспользоваться в течение 12 часов – с 7:00 до 19:00. Конечно, такой график устраивает далеко не всех, но тут уж ничего не поделаешь.
Ведь за 12 часов работы, жители платят по 0,5559 грн./1 кв. м, а если лифт будет работать 24 часа – платить придется в два раза больше. Но мало кто будет в состоянии заплатить.
Просто жалко людей, которые живут на 8-м – 9-м этажах – тяжело подниматься даже молодым, а если ещё с колясками, сумками, да и пожилых людей много! Поэтому, на сколько можем, на столько и включаем лифты.
А если, к примеру, человек застрял в лифте – что делать?
– Звонить нам. Затем приходит лифтер со специальным инструментом и «вызволяет» пострадавшего. Работают они оперативно, хотя лифтеры сейчас редкость – два человека на весь город! Но мы стараемся наладить работу – всем жильцам раздаём номера своих мобильных телефонов и жилсервиса №8.
Наши сотрудники обходят все лифты утром, в обед и вечером, помимо включения/выключения обязательно проверяют всё ли в порядке. Но, в случае какой-то неисправности, жители сразу звонят.
Ну, а если что-то более серьезное, например, кнопка запала, или нужен какой-то мелкий ремонт – приходится вызывать техническую службу ООО «Резонанс», так как наше лифтовое хозяйство находится у них на техническом обслуживании, за которое каждый месяц приходится платить до 3-х тысяч гривен.
Планируются ли какие-либо изменения в вашем лифтовом хозяйстве?
– В первую очередь нужно подготовить оперативно-диспетчерскую службу (ОДС), потому что со временем работающих лифтов будет больше и, соответственно, возникнет необходимость в их быстром и качественном обслуживании.
Недавно поступило предписание инспектора «Работать только в режиме диспетчерской службы» и нам дали год, чтобы наладить работу ОДС.
Раньше ОДС находилась на ул. Курченко, 24. Там располагался пульт, соединенный со всеми лифтами, за ним работал оператор и следил, какой лифт работает, какой сломался, мог сразу вызвать слесаря и т.д.
Сейчас в 8 домах сохранена старая ДС, пульт не разгромлен. Но нужно провести серьёзную работу по её восстановлению. Для выполнения этой задачи нам понадобится около 150 тысяч гривен.
В настоящее время у нашего жилсервиса таких денег нет, ведь 6 функционирующих лифтов из 21 – это работа в убыток… Средств едва хватает на заработную плату, обслуживание и материалы.
Жильцы, конечно, нам помогают – стараются сохранять и беречь лифты, поддерживают чистоту. Кое-где люди даже сами купили необходимое оборудование. Почти во всех подъездах стоят металлические двери с домофонами.
Люди стали бережнее относиться к лифтам, и хочется надеяться, что это отношение не изменится, а исправный лифт в девятиэтажном доме станет привычным явлением.
Елена Шоломон