Еще раз о правах потребителей
Возмещение морального вреда потребителю является важной составляющей, способной стимулировать правомерное поведение производителей и продавцов продукции. Моральный вред, в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Украины состоит в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с противоправным поведением относительно него самого, членов его семьи или близких родственников, в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением его имущества и в унижении чести и достоинства, а также деловой репутации физического лица.
При разрешении вопроса об удовлетворении требований потребителя, суд по сути обязан решить вопрос о справедливой компенсации потребителю в связи с его потерями неимущественного характера.
Законодательством гарантируется возмещение лишь того морального вреда, который причинен опасной для жизни и здоровья людей продукцией. Как правило, воображение рисует нам здоровье как отсутствие определенных физических недостатков. А вот в соответствии со ст. 3 Основ законодательства Украины о здравоохранении, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такое понимание здоровья дает возможность делать ударение на психологической составляющей здоровья, которую существенно задевает нарушение того или иного права потребителя.
Важно показать характер и объем морального вреда потребителя, установить причинно-следственную связь между нарушением его прав и последствиями в виде отрицательных и деструктивных психологических процессов, которые создали или могли создать опасность для психологического здоровья.
Учитывая это, возмещение морального вреда потребителю может применяться и в случаях, если такой вред опасен не только для физического здоровья или жизни потребителя, но и для его психического здоровья. Правда, доказать в суде наличие такого вреда – дело нелегкое и поручить его лучше профессиональному юристу.
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в соответствии со ст. 8 Закона Украины "О защите прав потребителей" имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
1) пропорционального уменьшения цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещение затрат на устранение недостатков товара.
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара или продавца, или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости выводами экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, которые установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
1) расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы;
2) замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца или производителя товаров.
За помощью в решении вопросов, связанных с защитой прав потребителей можно обратиться в Общество защиты прав потребителей, которое в городе Стаханове расположено по адресу ул. Кирова, 30, тел. 4-60-03.
Максим Холодняк,
ведущий специалист Стахановского
городского управления юстиции
При разрешении вопроса об удовлетворении требований потребителя, суд по сути обязан решить вопрос о справедливой компенсации потребителю в связи с его потерями неимущественного характера.
Законодательством гарантируется возмещение лишь того морального вреда, который причинен опасной для жизни и здоровья людей продукцией. Как правило, воображение рисует нам здоровье как отсутствие определенных физических недостатков. А вот в соответствии со ст. 3 Основ законодательства Украины о здравоохранении, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такое понимание здоровья дает возможность делать ударение на психологической составляющей здоровья, которую существенно задевает нарушение того или иного права потребителя.
Важно показать характер и объем морального вреда потребителя, установить причинно-следственную связь между нарушением его прав и последствиями в виде отрицательных и деструктивных психологических процессов, которые создали или могли создать опасность для психологического здоровья.
Учитывая это, возмещение морального вреда потребителю может применяться и в случаях, если такой вред опасен не только для физического здоровья или жизни потребителя, но и для его психического здоровья. Правда, доказать в суде наличие такого вреда – дело нелегкое и поручить его лучше профессиональному юристу.
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в соответствии со ст. 8 Закона Украины "О защите прав потребителей" имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
1) пропорционального уменьшения цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещение затрат на устранение недостатков товара.
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара или продавца, или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости выводами экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, которые установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
1) расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы;
2) замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца или производителя товаров.
За помощью в решении вопросов, связанных с защитой прав потребителей можно обратиться в Общество защиты прав потребителей, которое в городе Стаханове расположено по адресу ул. Кирова, 30, тел. 4-60-03.
Максим Холодняк,
ведущий специалист Стахановского
городского управления юстиции