Расклад
ИТОГИ. КРАТКО
Мы отстранимся от выводов, связанных с причинами побед и поражений в прошедшей избирательной гонке. Ни один аналитик не мог предсказать столь явное игнорирование жителями нашего города своего права на выбор. А, следовательно, не мог предсказать результатов голосования и причин, повлиявших на предпочтения электората. Рассуждая о произошедшем, необходимо лишь отметить, что все кандидаты проводили кампании, направленные не на поднятие авторитета, а на приумножение своей известности. Команды Юрия Борисова и Юрия Марьина это делали, по большей части, преднамеренно, осознавая, что нельзя поднять рейтинг кандидата, которого никто не знает. А вот что касается поступков Сергея Жевлакова и Виталия Михайлова, то действия их выборных штабов быстрее можно назвать кампаниями, направленными на снижение собственного авторитета. И в этом соревновании, конечно же, убедительную победу одержал Виталий Михайлов, не в последнюю очередь благодаря поддержке Сергея Титова и Владимира Фатеева.
Отвлекаясь от темы и, нарушая главенствующий принцип «историю пишут победители», хотелось бы сказать несколько слов об избирательной программе победителя. Основные принципы избирательной программы Сергея Жевлакова были разработаны в 1998, а затем улучшены в 2002 году. В ее разработке принимали участие такие известные и авторитетные люди, как Юрий Козунов, Александр Середа, а в 2002 – Евгений Бульба и Роман Бухтояров. Программа образца 2007 года представляла собой сокращенный и адаптированный под нынешнюю ситуацию вариант, и не более того. Поэтому, когда отдельные «специалисты» рассказывали об участии киевских политтехнологов в разработке избирательной программы, это вызывало улыбку.
ТИК
Отдельно не мешало бы проанализировать действия Территориальной избирательной комиссии. Несмотря на четкую работу Терркома и отсутствие серьезных претензий со стороны субъектов избирательного процесса, были допущены нарушения действующего законодательства. Некоторые из них послужили основанием для исков в суд, некоторые остались незамеченными. С целью недопущения подобных ситуаций в будущем, остановимся подробно на одном из таких нарушений.
Процедура подведения итогов избирательной кампании Терркомиссией состоит из трех этапов. Первый – составление итогового протокола о результатах выборов. Статья 73 Закона о выборах, описывающая эту процедуру, предусматривает публикацию в прессе информационного сообщения о результатах голосования и итогах выборов. В среду 19 марта газета «Стахановское знамя» опубликовала небольшую заметку, в которой было указано имя кандидата, набравшего наибольшее количество голосов избирателей.
Второй – официальное оглашение результатов выборов. Эта процедура предусмотрена статьей 76 Закона о выборах.
Третий – регистрация избранного городского головы (статья 77 Закона о выборах).
Каждое последующее действие вытекает из предыдущего и порядок не может быть нарушен. К сожалению, Террком забыл о необходимости процедуры «офіційного оприлюднення результатів виборів”, предусмотренной статьей 76. Чтобы понять важность этой процедуры, дадим некоторые пояснения на языке оригинала слогом юриспруденции.
ОФІЦІЙНЕ ОПРИЛЮДНЕННЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВИХ АКТІВ – важливий етап набуття чинності нормативно-правових актів, який полягає у вміщенні прийнятого документа у відповідному друкованому виданні з метою широкого ознайомлення з його змістом громадськості та окремих громадян, а також державних органів. Відповідно до ст. 57 Конституції України, закони та інші нормативно-правові акти, що визначають права й обов’язки громадян, не доведені до відома населення в порядку, встановленому законом, є нечинними.
Правова інформація - це сукупність документованих або публічно оголошених відомостей про право, його систему, джерела, реалізацію, юридичні факти, правовідносини, правопорядок, правопорушення і боротьбу з ними та їх профілактику тощо.
Джерелами правової інформації є Конституція України, інші законодавчі і підзаконні нормативні правові акти, міжнародні договори та угоди, норми і принципи міжнародного права, а також ненормативні правові акти, повідомлення засобів масової інформації, публічні виступи, інші джерела інформації з правових питань.
Нормативно-правовым актом и правовой информацией, о которых идет речь, являются итоговый протокол Терркома и сведения о победившем кандидате. Эта информация официально и своевременно опубликована не была.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Залогом победы Сергея Жевлакова на прошедших выборах являлось наличие четкой стратегии, которую можно условно назвать «бей первым». Эту стратегию команда Жевлакова успешно применила на выборах 2002 года, и в 2008-ом она была удачно повторена. Сегодня уже можно утверждать, что подобные действия окажутся бесполезными в будущем. И связано это не с наличием каких-то абстрактных субъективных факторов, а с вполне реальными законодательными изменениями.
Во-первых, планируется изменить систему выборов в Украине, в частности, в регионах. Об этом говорится в экспертном докладе, на основе которого формируется послание Президента парламенту, текстом которого располагает издание «КоммерсантЪ-Украина». Президентские советники предложили изменить схему выборов городских и сельских голов и ввести в законодательство норму о том, что претендент на эти должности избирается «на основе абсолютного большинства голосов», что предполагает переход к системе двух туров голосования.
Во-вторых, проектом административно-территориального реформирования предусматривается ввести ряд ограничений на возможность граждан быть избранными городским головой. Вот что говорится в документе о статусе городского головы, которым располагает редакция нашей газеты.
«Голова громади є посадою базового рівня самоврядування, з яким держава встановлює прямі адміністративні та фінансові відносини. Обсяг повноважень, який надається громаді, досить великий, тому голова виконавчого органу ради громади повинен мати певну фахову підготовку для здійснення цих повноважень. Доцільно запровадити обмеження щодо осіб, які балотуються на вказану посаду. Насамперед він повинен мати вищу освіту. Крім цього, кандидат на посаду голови громади повинен показати, що він обізнаний з тією роботою, яку йому прийдеться виконувати на цій посаді. Для цього необхідно, щоб він відповідав одній з вказаних вимог:
- пройшов спеціалізований курс з підготовки кадрів публічного управління за річною програмою;
- обирався депутатом не нижче як ради громади протягом щонайменше однієї каденції;
- працював на державній службі протягом не менше трьох років на керівній посаді».
Из вышесказанного каждый может сделать собственный вывод. Однозначно лишь одно – следующая победа кандидата на должность городского головы станет итогом кропотливой работы команды профессионалов. Однако ставки будут слишком велики, и любой просчет может оказаться фатальным.
НЫНЕШНИЙ РАСКЛАД
28 марта в Донецке состоялась пресс-конференция „Местное самоуправление. Шаг к эффективности”. Основной вопрос, рассмотренный на пресс-конференции – что важнее для улучшения работы депутатского корпуса: изменение законодательства или внеочередные выборы? Александр СОЛОНТАЙ, Председатель Всеукраинской организации «Фундация Региональных Инициатив», депутат Закарпатского областного совета, заявил, что основными проблемами на местном уровне являются неэффективная работа депутатского корпуса и невыполнение предвыборных программ бывшими кандидатами, а ныне депутатами. Партии даже не проинформировали собственных избирателей, кто же реально стал депутатом.
Персонификации депутата не состоялось, максимум лидера партии или фракции, еще нескольких уполномоченных лиц. „Как могут избиратели общаться с депутатским корпусом, если действующий закон про обязанности депутатов написан под мажоритарную систему? Почему массово по Украине исчезли депутатские приемы и встречи избранников с избирателями? Причин много, но ответы кроются, в том числе и в действующем законе. Следует отметить, что действующая избирательная система на местах нарушает конституционное право граждан на участие в местном самоуправлении, ограничивает право избирателей быть избранным, через установление партийной диктатуры в формировании местных советов”, - подытожил Александр Солонтай.
Как могут «общаться» депутаты нашего Стахановского городского совета – мы знаем. Знает это и вновь избранный городской голова Сергей Жевлаков. От его взаимодействия с депутатским корпусом будет зависеть очень многое. Не будет преувеличением сказать, что налаживание конструктивных взаимоотношений с депутатами равнозначно эффективному взаимодействию с Партией регионов, которая фактически является проигравшей стороной, жаждущей реванша. И для этого регионалы должны навести порядок в своих рядах. А наводить, поверьте, есть что. Оставившая в 2004 году руководство партией (после громких скандалов, связанных с финансовыми махинациями в бюджетной сфере) Эльвира Кузина умудрилась оставить с носом всю городскую организацию, прихватив с собой основную часть внутрипартийной документации. Дошло даже до того, что избирательную кампанию 2006 года Стахановская организация Партии регионов проводила без Свидетельства о регистрации (подтверждение тому – «Стахановское знамя» №34 от 23.08.2006г.), что само по себе является грубейшим нарушением действующего законодательства. Хотя именно этот факт в дальнейшем сыграл решающую роль при назначении Эльвиры Кузиной на должность директора ГДК им. Горького. Однако, порядок с документацией в партийной организации отсутствует до сих пор, и поэтому неизвестно, чем закончится конференция, начатая еще пару лет назад.
Можно предположить, что запланированная на начало апреля конференция стахановских регионалов ознаменуется сменой в руководстве партийной организации. Вполне вероятным является также вариант с лишением отдельных избранников народа депутатского мандата, для чего есть все юридические основания. Такие, например, как пропуск депутатом в течение года больше половины пленарных заседаний городского совета (статья 49 Закона Украины «О местном самоуправлении»). Кроме того, уже существует прецедент с использованием императивного мандата: Центральная избирательная комиссия признала избранными 15 депутатов Киевского городского совета, согласно решению совета блока, который является высшим органом в БЮТ (соответствующее решение было принято в понедельник 24 марта на заседании ЦИК). Поэтому у партийных функционеров имеются все реально действующие инструменты для усиления партийной диктатуры, что, по большому счету, не выгодно городскому голове.
Роль «мальчика для битья» может быть отведена Сергею Титову, который в обмен на свою неприкосновенность может стать как противовесом Сергею Жевлакову при принятии важных решений, так и партийным контролером, отслеживающим всю деятельность городского головы. А в том, что регионалы не позволят проводить Жевлакову самостоятельную политику, сомнении не возникает. И яркое тому подтверждение – решение внеочередной сессии Стахановского горсовета от 31.03.08 об утверждении на должность заместителя городского головы Татьяны Малич.
Не менее важным для мэра является взаимодействие с бюджетообразующими предприятиями города, собственниками которых, в основном, являются представителями Блока Юлии Тимошенко. И с ними городскому голове тоже придется договариваться. Что будет предметом договоренностей, мы гадать не будем – это старо, как мир. Но, распределяя должности и денежные потоки, важно не забыть, что уже фактически стартовали президентские выборы. И в этой избирательной кампании основными действующими игроками будут представители Партии регионов и БЮТ. Сможет ли Сергей Жевлаков найти разумный компромисс между этими политическими силами, пока не знает никто.
Мы отстранимся от выводов, связанных с причинами побед и поражений в прошедшей избирательной гонке. Ни один аналитик не мог предсказать столь явное игнорирование жителями нашего города своего права на выбор. А, следовательно, не мог предсказать результатов голосования и причин, повлиявших на предпочтения электората. Рассуждая о произошедшем, необходимо лишь отметить, что все кандидаты проводили кампании, направленные не на поднятие авторитета, а на приумножение своей известности. Команды Юрия Борисова и Юрия Марьина это делали, по большей части, преднамеренно, осознавая, что нельзя поднять рейтинг кандидата, которого никто не знает. А вот что касается поступков Сергея Жевлакова и Виталия Михайлова, то действия их выборных штабов быстрее можно назвать кампаниями, направленными на снижение собственного авторитета. И в этом соревновании, конечно же, убедительную победу одержал Виталий Михайлов, не в последнюю очередь благодаря поддержке Сергея Титова и Владимира Фатеева.
Отвлекаясь от темы и, нарушая главенствующий принцип «историю пишут победители», хотелось бы сказать несколько слов об избирательной программе победителя. Основные принципы избирательной программы Сергея Жевлакова были разработаны в 1998, а затем улучшены в 2002 году. В ее разработке принимали участие такие известные и авторитетные люди, как Юрий Козунов, Александр Середа, а в 2002 – Евгений Бульба и Роман Бухтояров. Программа образца 2007 года представляла собой сокращенный и адаптированный под нынешнюю ситуацию вариант, и не более того. Поэтому, когда отдельные «специалисты» рассказывали об участии киевских политтехнологов в разработке избирательной программы, это вызывало улыбку.
ТИК
Отдельно не мешало бы проанализировать действия Территориальной избирательной комиссии. Несмотря на четкую работу Терркома и отсутствие серьезных претензий со стороны субъектов избирательного процесса, были допущены нарушения действующего законодательства. Некоторые из них послужили основанием для исков в суд, некоторые остались незамеченными. С целью недопущения подобных ситуаций в будущем, остановимся подробно на одном из таких нарушений.
Процедура подведения итогов избирательной кампании Терркомиссией состоит из трех этапов. Первый – составление итогового протокола о результатах выборов. Статья 73 Закона о выборах, описывающая эту процедуру, предусматривает публикацию в прессе информационного сообщения о результатах голосования и итогах выборов. В среду 19 марта газета «Стахановское знамя» опубликовала небольшую заметку, в которой было указано имя кандидата, набравшего наибольшее количество голосов избирателей.
Второй – официальное оглашение результатов выборов. Эта процедура предусмотрена статьей 76 Закона о выборах.
Третий – регистрация избранного городского головы (статья 77 Закона о выборах).
Каждое последующее действие вытекает из предыдущего и порядок не может быть нарушен. К сожалению, Террком забыл о необходимости процедуры «офіційного оприлюднення результатів виборів”, предусмотренной статьей 76. Чтобы понять важность этой процедуры, дадим некоторые пояснения на языке оригинала слогом юриспруденции.
ОФІЦІЙНЕ ОПРИЛЮДНЕННЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВИХ АКТІВ – важливий етап набуття чинності нормативно-правових актів, який полягає у вміщенні прийнятого документа у відповідному друкованому виданні з метою широкого ознайомлення з його змістом громадськості та окремих громадян, а також державних органів. Відповідно до ст. 57 Конституції України, закони та інші нормативно-правові акти, що визначають права й обов’язки громадян, не доведені до відома населення в порядку, встановленому законом, є нечинними.
Правова інформація - це сукупність документованих або публічно оголошених відомостей про право, його систему, джерела, реалізацію, юридичні факти, правовідносини, правопорядок, правопорушення і боротьбу з ними та їх профілактику тощо.
Джерелами правової інформації є Конституція України, інші законодавчі і підзаконні нормативні правові акти, міжнародні договори та угоди, норми і принципи міжнародного права, а також ненормативні правові акти, повідомлення засобів масової інформації, публічні виступи, інші джерела інформації з правових питань.
Нормативно-правовым актом и правовой информацией, о которых идет речь, являются итоговый протокол Терркома и сведения о победившем кандидате. Эта информация официально и своевременно опубликована не была.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Залогом победы Сергея Жевлакова на прошедших выборах являлось наличие четкой стратегии, которую можно условно назвать «бей первым». Эту стратегию команда Жевлакова успешно применила на выборах 2002 года, и в 2008-ом она была удачно повторена. Сегодня уже можно утверждать, что подобные действия окажутся бесполезными в будущем. И связано это не с наличием каких-то абстрактных субъективных факторов, а с вполне реальными законодательными изменениями.
Во-первых, планируется изменить систему выборов в Украине, в частности, в регионах. Об этом говорится в экспертном докладе, на основе которого формируется послание Президента парламенту, текстом которого располагает издание «КоммерсантЪ-Украина». Президентские советники предложили изменить схему выборов городских и сельских голов и ввести в законодательство норму о том, что претендент на эти должности избирается «на основе абсолютного большинства голосов», что предполагает переход к системе двух туров голосования.
Во-вторых, проектом административно-территориального реформирования предусматривается ввести ряд ограничений на возможность граждан быть избранными городским головой. Вот что говорится в документе о статусе городского головы, которым располагает редакция нашей газеты.
«Голова громади є посадою базового рівня самоврядування, з яким держава встановлює прямі адміністративні та фінансові відносини. Обсяг повноважень, який надається громаді, досить великий, тому голова виконавчого органу ради громади повинен мати певну фахову підготовку для здійснення цих повноважень. Доцільно запровадити обмеження щодо осіб, які балотуються на вказану посаду. Насамперед він повинен мати вищу освіту. Крім цього, кандидат на посаду голови громади повинен показати, що він обізнаний з тією роботою, яку йому прийдеться виконувати на цій посаді. Для цього необхідно, щоб він відповідав одній з вказаних вимог:
- пройшов спеціалізований курс з підготовки кадрів публічного управління за річною програмою;
- обирався депутатом не нижче як ради громади протягом щонайменше однієї каденції;
- працював на державній службі протягом не менше трьох років на керівній посаді».
Из вышесказанного каждый может сделать собственный вывод. Однозначно лишь одно – следующая победа кандидата на должность городского головы станет итогом кропотливой работы команды профессионалов. Однако ставки будут слишком велики, и любой просчет может оказаться фатальным.
НЫНЕШНИЙ РАСКЛАД
28 марта в Донецке состоялась пресс-конференция „Местное самоуправление. Шаг к эффективности”. Основной вопрос, рассмотренный на пресс-конференции – что важнее для улучшения работы депутатского корпуса: изменение законодательства или внеочередные выборы? Александр СОЛОНТАЙ, Председатель Всеукраинской организации «Фундация Региональных Инициатив», депутат Закарпатского областного совета, заявил, что основными проблемами на местном уровне являются неэффективная работа депутатского корпуса и невыполнение предвыборных программ бывшими кандидатами, а ныне депутатами. Партии даже не проинформировали собственных избирателей, кто же реально стал депутатом.
Персонификации депутата не состоялось, максимум лидера партии или фракции, еще нескольких уполномоченных лиц. „Как могут избиратели общаться с депутатским корпусом, если действующий закон про обязанности депутатов написан под мажоритарную систему? Почему массово по Украине исчезли депутатские приемы и встречи избранников с избирателями? Причин много, но ответы кроются, в том числе и в действующем законе. Следует отметить, что действующая избирательная система на местах нарушает конституционное право граждан на участие в местном самоуправлении, ограничивает право избирателей быть избранным, через установление партийной диктатуры в формировании местных советов”, - подытожил Александр Солонтай.
Как могут «общаться» депутаты нашего Стахановского городского совета – мы знаем. Знает это и вновь избранный городской голова Сергей Жевлаков. От его взаимодействия с депутатским корпусом будет зависеть очень многое. Не будет преувеличением сказать, что налаживание конструктивных взаимоотношений с депутатами равнозначно эффективному взаимодействию с Партией регионов, которая фактически является проигравшей стороной, жаждущей реванша. И для этого регионалы должны навести порядок в своих рядах. А наводить, поверьте, есть что. Оставившая в 2004 году руководство партией (после громких скандалов, связанных с финансовыми махинациями в бюджетной сфере) Эльвира Кузина умудрилась оставить с носом всю городскую организацию, прихватив с собой основную часть внутрипартийной документации. Дошло даже до того, что избирательную кампанию 2006 года Стахановская организация Партии регионов проводила без Свидетельства о регистрации (подтверждение тому – «Стахановское знамя» №34 от 23.08.2006г.), что само по себе является грубейшим нарушением действующего законодательства. Хотя именно этот факт в дальнейшем сыграл решающую роль при назначении Эльвиры Кузиной на должность директора ГДК им. Горького. Однако, порядок с документацией в партийной организации отсутствует до сих пор, и поэтому неизвестно, чем закончится конференция, начатая еще пару лет назад.
Можно предположить, что запланированная на начало апреля конференция стахановских регионалов ознаменуется сменой в руководстве партийной организации. Вполне вероятным является также вариант с лишением отдельных избранников народа депутатского мандата, для чего есть все юридические основания. Такие, например, как пропуск депутатом в течение года больше половины пленарных заседаний городского совета (статья 49 Закона Украины «О местном самоуправлении»). Кроме того, уже существует прецедент с использованием императивного мандата: Центральная избирательная комиссия признала избранными 15 депутатов Киевского городского совета, согласно решению совета блока, который является высшим органом в БЮТ (соответствующее решение было принято в понедельник 24 марта на заседании ЦИК). Поэтому у партийных функционеров имеются все реально действующие инструменты для усиления партийной диктатуры, что, по большому счету, не выгодно городскому голове.
Роль «мальчика для битья» может быть отведена Сергею Титову, который в обмен на свою неприкосновенность может стать как противовесом Сергею Жевлакову при принятии важных решений, так и партийным контролером, отслеживающим всю деятельность городского головы. А в том, что регионалы не позволят проводить Жевлакову самостоятельную политику, сомнении не возникает. И яркое тому подтверждение – решение внеочередной сессии Стахановского горсовета от 31.03.08 об утверждении на должность заместителя городского головы Татьяны Малич.
Не менее важным для мэра является взаимодействие с бюджетообразующими предприятиями города, собственниками которых, в основном, являются представителями Блока Юлии Тимошенко. И с ними городскому голове тоже придется договариваться. Что будет предметом договоренностей, мы гадать не будем – это старо, как мир. Но, распределяя должности и денежные потоки, важно не забыть, что уже фактически стартовали президентские выборы. И в этой избирательной кампании основными действующими игроками будут представители Партии регионов и БЮТ. Сможет ли Сергей Жевлаков найти разумный компромисс между этими политическими силами, пока не знает никто.
Ольга Пожиганова,
Евгений Акимов
Евгений Акимов
Коментарів 5