Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
Принятие Конституции Украины стало новым шагом в развитии независимого демократического, социального и правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высочайшей ценностью.
Впервые Конституция Украины законодательно закрепила, что международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины (ст. 9 Конституции).
Важным событием в жизни нашего государства было вступление в 1995 году в Совет Европы. На основании этого волеизъявления Украина взяла на себя обязательства присоединиться к Европейской конвенции о правах и свободах человека 1950 года и 17 июля 1997 года ратифицировала этот документ.
Указанная Конвенция приобрела силу для Украины 11 ноября 1997 года.
В Законе Украины о ратификации этой Конвенции отмечается, что наше государство полностью признает на своей территории действие статьи 25 Конвенции и другие ее нормы, в частности о юрисдикции Европейского Суда по правам человека.
Таким образом, Украина законодательно подтвердила право наших граждан “после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина”.
Поэтому едва ли будет преувеличением сказать, что указанное событие открыло новую страницу в юридической защите прав человека в Украине.
Европейский Суд по правам человека является международным органом, который при определенных обстоятельствах, может принимать жалобы от лиц на то, что их права, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека, были нарушены.
Эти гарантированные права перечислены в Конвенции и дополнительных Протоколах к ней №№ 1, 4, 6 и 7.
В частности, в Конвенции закреплены такие права и свободы: право на жизнь; запрет истязаний; запрет рабства и принудительной работы; право на свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; право на уважение личной и семейной жизни; свобода мысли, совести и религии; свобода выражения взглядов; свобода мирных собраний и ассоциаций; право на заключение брака; право на эффективную судебную защиту; запрет дискриминации; запрет злоупотребления правами; ограничение применения ограничений на права и т. п.
Первый Протокол закрепляет такие права и свободы: право на охрану имущества, право на образование, право на свободные выборы.
Протокол № 4 закрепляет запрет заключения за долг, свободу передвижения, запрет высылки своих граждан, запрет коллективной высылки иностранцев.
Протокол № 6 закрепляет такие права и свободы: отмена смертной казни, запрет применения смертной казни во время войны и т. п.
В Протоколе № 7 закреплены процедурные гарантии, касающиеся высылки иностранцев, право на обжалование в уголовных делах, возмещение за судебную ошибку, право не быть привлеченными к ответственности или наказанию дважды за одно и тоже действие, равенство мужчины и женщины.
Если лицо считает, что какое-либо государство, ратифицировавшее Конвенцию или Протоколы к ней, допустило нарушение одного из перечисленных основных прав, это лицо может обращаться в Европейский Суд.
Европейский Суд может рассматривать только те жалобы, которые относятся к правам, гарантированным Конвенцией и Протоколами к ней, исключая все остальные.
Европейский Суд не является апелляционной или кассационной инстанцией в отношении к национальным судам и не может отменять или изменять их решения. Суд не может выступать в поддержку лица, которое жалуется, против властной инстанции, в отношении которой представлена жалоба.
Он может рассматривать лишь те жалобы, которые направлены против государств, ратифицировавших Конвенцию и Протоколы к ней, касающиеся событий, наставших после того, как Конвенция и Протоколы приобрели силу для конкретного государства.
Жалоба может быть направлена только против действий или решений органов власти одного из ратифицировавших Конвенцию государств (органов законодательной, исполнительной, судебной власти и др.).
Суд не может рассматривать жалобы против частных лиц или негосударственных организаций.
Необходимым условием для обращения в Европейский Суд является обязательное использование всех возможных внутренних средств защиты в государстве, которые могли бы возобновить право, на нарушение которого жалуется заявитель.
При использовании внутренних средств обжалования необходимо придерживаться всех процессуальных норм, в частности, предусмотренных законом сроков.
Если, например, жалоба была отклонена национальным судом в связи с поступлением с нарушением сроков, или она предоставлялась с нарушением установленной национальным законодательством процедуры, скорее всего, Европейский Суд не сможет принять ее к рассмотрению.
После вынесения решения компетентным, в данном случае высшим национальным судебным органом или властной инстанцией, обращение в Европейский Суд может быть осуществлено в шестимесячный срок.
Если жалоба касается обвинительного приговора, этот срок исчисляется с момента вынесения окончательного постановления в порядке обычной процедуры обжалования, а не с даты какого-либо последующего отказа в возможном пересмотре или восстановлении производства по делу.
В случае, если по окончании 6-месячного срока требования не были изложены хотя бы в краткой форме, Европейский Суд не сможет рассмотреть жалобу.
Письмо с изложением сути дела направляется к Секретариат Европейского Суда по адресу:
Au Greffier de la
Cour europeenne des Droties de I’Homme
Conceil de I’Europe
F - 67075 Strasbourg Cedex
В письме, в частности, должна содержаться следующая информация:
• краткое содержание жалобы;
• указание права или прав, гарантированных Конвенцией;
• средства защиты, которые использовались;
• перечень решений, которые вынесены по делу официальными властями, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания и вынесших их инстанций.
Поскольку документов из Европейского Суда не возвращают, лучше направлять не оригиналы, а фотокопии этих документов.
Ответ на письмо будет предоставлять Секретарь Европейского Суда. Он может попросить заявителя представить дополнительные документы, сведения или разъяснения по поводу жалобы.
Секретарь суда также может проинформировать заявителя о применении Конвенции в случаях, подобных данному, а также о том, имеются ли препятствия для принятия жалобы.
При этом Секретариат Европейского Суда не может давать рекомендации или разъяснения законодательства государства, против которого направлена жалоба.
Если из переписки с Секретариатом Европейского Суда будет ясно, что жалоба может быть зарегистрирована Судом, по желанию заявителя, Секретариат пришлет формуляр для представления официальной жалобы.
В формуляре необходимо будет указать некоторые личные данные, изложить касающиеся нарушенного права факты, сделать ссылки на имеющие место нарушения Конвенции.
Также необходимо четко сформулировать свои требования, указать, каким языком Вы желаете вести переписку, предоставить копии всех решений по делу.
Если заявитель возражает против разглашения своей фамилии, то он должен сообщить об этом. В конце указывается адрес Европейского Суда.
После заполнения и поступления в суд формуляра, жалоба будет внесена на рассмотрение Европейского Суда по правам человека.
Секретарь Европейского Суда будет информировать заявителя о ходе рассмотрения дела. Начальная стадия судебного разбирательства осуществляется в письменной форме.
В связи с этим личное присутствие в Страсбурге заявителя не является обязательным. Если есть такая возможность, заявитель может обратиться за помощью адвоката.
На более поздней стадии рассмотрения, если заявитель не имеет достаточных средств для оплаты работы адвоката, ему может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь.
Суд не рассматривает индивидуальные заявления, если они:
• анонимны, или
• по своей сути ставят вопросы, которые уже были рассмотрены Европейским Судом или уже рассматривались путем иной процедуры международного расследования или урегулирования, и если они не содержат никакой новой информации.
Европейский Суд признает непринятым любое индивидуальное заявление, если это заявление, по его мнению, несовместимо с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованно или имеют место злоупотребления правом на обжалование.
Он может отклонить любое заявление и вынести соответствующее решение на любой стадии судебного разбирательства.
Суд рассматривает представленные ему дела в комитетах из трех судей, палатах из семи судей и Большой палате из семнадцати судей. Палаты создают комитеты на определенный срок.
Если Европейский Суд установит, что решение или мероприятие государственного органа полностью или частично противоречит обязательствам по Конвенции, а также если внутреннее законодательство этого государства предусматривает лишь частичное возмещение последствий такого решения или мероприятия, Европейский Суд, в случае необходимости, постановляет решение о справедливом возмещении потерпевшей стороне.
Решение Суда является окончательным. Оно пересылается Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением.
Следует отметить, что в помещении центральной библиотеки города Стаханова начал свою работу специализированный Центр европейской информации.
Квалифицированные ответы на вопросы, касающиеся основ законодательства Европейского союза, системы защиты прав человека в Европе, а также разъяснение порядка защиты прав в европейских судебных инстанциях, может получить каждый житель города.
Прием граждан в Центре европейской информации осуществляется каждую пятницу с 14-00 до 16-00.
М. В. Холодняк
ведущий специалист Стахановского городского
управления юстиции Луганской области