Гречанка по имени Паша
75 летию стахановского движения посвящается
В центре поселка Старобешево на Донетчине стоит бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, депутата Верховного Совета СССР пяти созывов Прасковьи Никитичны Ангелиной. 200 тысяч женщин по ее примеру сели за трактор.
Ангелина - первый бригадир первой в стране женской тракторной бригады. Время выделило ее, взметнуло на самый верх мощного стахановского движения.
Родилась Прасковья Никитична 30 декабря 1912 г. (12.01.13 г. по новому стилю) в пос. Старобешево, в батрацкой семье греков Никиты Васильевича и Евфимии Федоровны, матери 10 детей, награжденной орденом “Материнская слава” ІІІ степени.
Отец участвовал в создании товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ) на хуторе Ворошиловском, где в это время жила семья Ангелиных. Вскоре стал его руководителем, позже - председателем колхоза им. Ленина.
В 1929 г. в Старобешеве появилась первая невиданная красная машина-трактор. Первые курсы трактористов были созданы в Юзовке (ныне - г. Донецк); среди обучающихся был старший брат Паши - Иван. Паша, боготворившая брата, полюбила его профессию, стала его помощницей. Позже, когда Иван умер, сестра усыновила его сына Геннадия, от которого отказалась собственная мать.
В 1930 году открылись курсы трактористов в с. Стылы Старобешевского района. Единственной девушкой среди обучающихся была Паша Ангелина, уже весной установившая свой первый рекорд, превысив норму на 30 процентов, за что ей был вручен билет ударника, значок отличника сельского хозяйства.
Первая в стране женская тракторная бригада сразу же заявила о себе: полевые работы в 1933 г. она провела успешно, за весь сезон не допустив ни одного простоя техники. Высокое качество обработки земли обеспечило небывалый по тем временам урожай: по 16 - 18 центнеров пшеницы с гектара. Бригаде Паши Ангелиной было вручено переходящее Красное Знамя Старобешевского райкома партии. Ангелина стала в селе тем же “знаменем”, что и А. Стаханов - в угольной промышленности, М. Мазай - в металлургии, П. Кривонос - на железнодорожном транспорте. В 1935 г. она участвует в Московском ІІ Всесоюзном съезде колхозников-ударников.
За успешную работу в неблагоприятных погодных условиях осенью 1935 года Ангелиной вручили орден Ленина. Почин Паши Ангелиной получил широкое распространение; женские тракторные бригады были созданы во многих уголках СССР. Героини села бросили клич: “Сто тысяч подруг - за трактор!” В Средней Азии, где не было женщин-трактористок, новое движение дало прекрасные результаты: в Киргизской ССР появилось 1087 трактористок, в Туркмении - 1306. Так начался всесоюзный поход девушек за овладение искусством вождения трактора. В те дни газеты ежедневно печатали такие сообщения: “800 колхозниц Хакасии решили стать трактористками”, “В Николаевской области все трактористы взялись обучать своей профессии жен и сестер”. По призыву Паши Ангелиной около 200 тысяч женщин освоили профессию тракториста.
В 1939 г. Ангелина поступила во Всесоюзную академию социалистического земледелия. Практику проходила на полях своего колхоза, здесь ее застала весть о начале войны. Прасковья Никитична выступила с пламенной речью: немедленно убрать урожай, эвакуировать технику и хлеб в тыл страны. Она лично сдала в фонд обороны 4840 рублей. Бригада Ангелиной была эвакуирована в Западно-Казахскую область Теректинского района, в колхоз им. Буденного.
Бригада работала круглосуточно. По всему Казахстану разнеслась весть “о чуде”: по 150 пудов зерна получила бригада с каждого гектара - в 6 раз больше, чем обычно получал колхоз. Бригада знатной трактористки сдала из своего заработка в фонд Красной Армии 1200 пудов хлеба и 70 тыс. рублей.
Работать приходилось и днем, и ночью. Только на первом году бригада освоила 1200 гектаров. До этого в Казахстане не культивировалась озимая пшеница. С разрешения Уральского обкома партии Ангелина едет в Саратов и везет оттуда семена озимой пшеницы, которая дала в этот год прекрасный урожай.
Осенью 1943 г. бригада возвращается в родное село, освобожденное от немецко-фашистских захватчиков. Развертывается социалистическое соревнование и уже в 1944 г. бригада выполнила 3 годовые нормы на каждый трактор. В мае 1944 г. Ангелина, как депутат Верховного Совета, командируется на 4-й Украинский фронт для выступления перед бойцами. Бригадир тракторной бригады была награждена медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.”
В 1945 г. исполнилось 15 лет трудовой деятельности Прасковьи Никитичны; она получила не только памятные подарки, приветственные адреса, но и значок “Отличный бригадир тракторной бригады”. Зимой 1945 - 1946 гг. в Донбассе впервые проводилось снегозадержание. Инициатором этого агроприема была Ангелина. А в ноябре 1946 г. за коренное усовершенствование труда в сельском хозяйстве и отличные показатели в производстве зерновых культур Ангелина была удостоена Государственной премии СССР.
Незадолго до смерти, в кремлевской больнице, она получила вторую звезду Героя Социалистического Труда. Прожила Паша всего 45 лет, умерла от профессиональной болезни трактористов тех лет - цирроза печени: с утра до вечера ей приходилось дышать парами горючего. По завещанию похоронена в родном Старобешево.
Прасковья Никитична воспитала 4-х детей: приемного сына Гену, дочерей Светлану и Сталину, сына Валерия. Младшая дочь получила такое интересное имя в честь Сталина и победы под Сталинградом. Она родилась под Саратовом во время бомбежки. Со своим мужем, Сергеем Чернышевым, Паша познакомилась в 30-х годах, его прислали в Донбасс из Курска по партийной разнарядке; он работал вторым секретарем Старобешевского райкома партии, прошел всю войну. После войны домой приехал не сразу - остался служить в Германии комендантом военного городка; когда вернулся, вся грудь была в орденах. Но его добила война: он стал сильно пить; однажды, в ответ на упреки Прасковьи Никитичны, он выстрелил в нее из пистолета. Дочь Светлана от увиденного потеряла сознание, после чего долго болела. Родители расстались, Ангелина даже поменяла фамилию детей на свою, девичью. Сергей Чернышев впоследствии женился на учительнице, жил в Волновахском районе, от второго брака родилась дочь, тоже Светлана.
После смерти Ангелиной детей стала опекать ее подруга Галина Буркацкая. Она - кавалер 2-х орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, дважды Герой Социалистического Труда, возглавляла колхоз в Черкасской области, входила в состав Президиума Верховного Совета СССР. (Галину Буркацкую дважды награждали орденом княгини Ольги, она умерла в возрасте 90 лет в 2006 г. ). Для старшей дочери Ангелиной Светланы она выхлопотала 2-комнатную квартиру в Москве.
Светлана закончила филологический факультет МГУ, работала в “Союзпечати” заместителем директора, отвечала за всю подписку периодических изданий по СССР. Сталина стала медиком, была внимательным и хорошим врачом, только себя вылечить не смогла: “сгорела” рано, как Прасковья Никитична; на больничном была всего 5 дней. Геннадий стал инженером сельскохозяйственного машиностроения, а его дочь Паша, названная в честь бабушки, - трактористкой. Сын Валерий учился сразу в 2-х вузах: Мелитопольском энергетическом и Днепропетровском сельскохозяйственном, но ни один не закончил так как в год смерти матери разбился на мотоцикле и, сломав позвоночник, стал инвалидом І группы в 20 лет. Долго лечился, на ноги его поставил простой врач. Сейчас живет в Старобешево.
Дочь Светлана рассказала интересный случай, который показывает, каким даром педагога обладала Прасковья Никитична.
“Мама встречала меня в Донецке, когда я приехала из Москвы на каникулы. Машиной “эмкой” маму премировали еще до войны, в 50-е годы купили “Победу”. Вот на ней мы и ехали. У переезда заглохла милицейская машина. Мама спросила: “Сыночки, что там у вас?” В ответ услышала брань. Тогда она быстро раздвинула мужчин и за короткое время исправила машину. Тут на нас посмотрели внимательно и узнали. Долго извинялись. Мама была непреклонна: “Сейчас со мной поедете, а потом поговорим. Мне есть, что сказать вашим товарищам по работе”. Мужчины приуныли и поехали следом. Перед зданием обкома она остановилась: “Неужели никто не научил вас, что от грязного слова губы грязны, а уж сказанное женщине...”
“О плохом самочувствии мама никому не говорила, она дважды переболела болезнью Боткина, продолжала работать. Все чаще прикладывала руку к правому боку - печени. На операцию ее провожал Иван Дмитриевич Папанин, тогда он тоже лежал в этой больнице. Маму знал с военных лет и поражался ее мужеству.
В доме у нас был культ чистоты. Я никогда не видела маму в ночной рубашке, она халаты не признавала и даже дома носила крепдешиновые платья, мыла голову каждый день, хотя спать ложилась за полночь, а в 5 утра уже уезжала на работу. Она была очень целеустремленным человеком. А на сессии, на курорт всегда брала с собой племянницу, а потом - и меня. Мама снимала номер на двоих. Это был мудрый шаг. Кто станет приставать к женщине, с которой всегда рядом взрослый ребенок? После заседаний мы всегда ходили вместе. Хотя грязи было много, говорили, что она любовница Сталина...”
Репрессии также коснулись семьи Ангелиных. Один из братьев Прасковьи Никитичны - Константин - был председателем колхоза. Он сеял зерновые тогда, когда считал нужным, а председатель райисполкома вмешивался в график посевной. Константин обругал его нецензурно. Константина арестовали. Он, военный моряк, пережил блокаду, но после долгого пребывания в тюрьме прожил всего три месяца после освобождения.
Во время репрессий Ангелина пыталась защитить греков.
Свое счастье она видела в работе, считала, что самое главное в жизни - это хлеб. Будет хлеб - будет жизнь. После смерти Ангелиной ее бригада существовала вплоть до распада Советского Союза. Даже сам Гагарин перед полетом в космос сказал: “Я ем хлеб, выращенный Пашей Ангелиной”, хотя Прасковьи Никитичны уже не было в живых.
В городском музее, в зале “Стахановское движение”, есть материал о знатной трактористке Паше Ангелиной. Научные сотрудники побывали в командировке в поселке Старобешево и привезли много экспонатов, рассказывающих о трудовом подвиге ангелинцев, посетили мемориальный музей Паши Ангелиной, встретились с ее родными.
Прасковья Никитична щедро отрезала от своего духовного “каравая”, делилась с людьми всем, чем сама была богата. Ее хлеб никогда не зачерствеет.
Наталья БУДКОВА,
директор Стахановского историко-художественного музея
директор Стахановского историко-художественного музея