Шахтерское привидение Шубин
Шахтерское привидение Шубин.
Вот что о нем рассказывается в статье “Кто же такой Шубин?” из журнала «Знание - сила”:
“Среди мифологических существ низшего уровня, имеющихся в верованиях восточных славян, особняком стоит образ горного духа по имени Шубин. Сведений о нем нет ни в дореволюционной, ни в советской этнографической литературе. Не упоминают о нем и новейшие фундаментальные издания, такие как двухтомник "Мифы народов мира. Энциклопедия" и "Мифологический словарь".
Горнорабочим старых промышленных районов Урала и Алтая этот фантастический персонаж тоже был не известен. Поверья о Шубине издавна бытуют только в шахтерском Донбассе, где добыча угля началась в первой половине XVIII века. Там и записали их собиратели фольклора Борис Горбатов и Леонид Жариков. Поскольку они хорошие знатоки истории Донбасса, быта шахтеров, этим записям можно, на наш взгляд, вполне доверять.
Писатель Б. Горбатов отметил, что поверья о Шубине известны на шахтах Макеевки, Горловки, Кадиевки, Краснодона, то есть практически на всей территории Донбасса. Из народных рассказов вырисовывается достаточно ясный образ горного духа. Видели его будто бы седым старым шахтером "с крючком в руках, каким таскают вагонетки". Обходя штольни, он по-стариковски кашляет. Характерная примета Шубина, по мнению шахтеров, - ярко горящие глаза. Ноги у него "с волосатыми копытами". Волосы, как известно, на копытах не растут, так что это выражение нужно, очевидно, понимать в том смысле, что тело горного духа покрыто длинными волосами, которые спускаются даже на его копыта. Шубин любит шутить: пугает шахтеров, внезапно разразившись во тьме смехом, или хватает за ногу. Обитает этот дух якобы в дальних или в давно заброшенных выработках. Часто бродит он невидимкой по бесконечным подземным лабиринтам. Как и все духи, олицетворяющие стихию, он обладает неимоверной, сверхчеловеческой силой. Среди шахтеров о Шубине сложилось однозначное мнение: он - хозяин шахты, владыка здешних подземных богатств.
Как и другие духи, "хозяева земли" вроде водяного, лешего, полевика, русалки, домового и других, Шубин отличается одновременно необыкновенной добротой, щедростью к людям и чрезвычайной раздражительностью, злобностью. Доброжелателен он к честным труженикам, беднякам, а жесток и мстителен по отношению к людям алчным, наглым и особенно к угнетателям шахтеров. Записаны рассказы о том, как Шубин обрушил к ногам трудолюбивого шахтера гору угля, так что счастливец разбогател за одну ночь; как Шубин помогал шахтерам в их тяжелом труде, например сам гонял вагонетки с углем. А самодуру хозяину шахты, закричавшему: "Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!", Шубин доказал, "кто тут на самом-то деле хозяин", совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями. Злую шутку сыграл горный дух со стариком-стволовым, защекотав его до полусмерти. В общем, Шубин - злой и опасный дух, встреча с ним, по мнению шахтеров, не к добру!
Сквозь эти легенды, разумеется, ясно проступает их первооснова, причины, породившие их, - суровая действительность горняцкой жизни на шахтах стародавнего времени.
Поверья о донецком Шубине сближают его со многими другими горными духами, имеющимися, например, в мифологии западных славян, - польским Скарбником, чешским Перкманом, а также с персонажами германской мифологии вроде троллей.
Несмотря на то, что прозвище этого духа явно происходит от слова "шуба", упоминания о ней в этом цикле поверий нет. Логичнее всего, на наш взгляд, объяснить имя духа как иносказание, намекающее на густую шерсть, которой он якобы покрыт, словно шубой. Обилие волос на теле - характерная черта восточнославянских духов природы: водяного, лешего, полевика, русалок. Заметим, кстати, что Шубин, как и русалки, щекочет людей.
Волосат и такой популярный персонаж русской демонологии, как домовой. И эта примета очень устойчива в поверьях о нем от Центральной России до Забайкалья. Интересен, в частности, образ домового в поверьях недалекого от Донбасса Острогожского уезда Воронежской губернии, где издавна живут рядом русские и украинцы: "Подобен виду человека самых преклонных лет, с длинной, седою, всклокоченной бородою... Все тело покрыто жесткими волосами... Ноги лошадьи, с копытами..." Как видим, сходство острогожского домового с Шубиным большое.
Все упомянутые духи так или иначе связаны с земными недрами. Волосатость - отражение их связи с могучими производящими силами земли, ее богатствами. И образ Шубина, на наш взгляд, является порождением и развитием этих древних и чрезвычайно живучих взглядов на природу и ее мифических владык.”
Я лично знаком с двумя знатоками истории: Коноваловым Евгением Георгиевичем, которого все хорошо знают в нашем городе, и Подовым Владимиром Ивановичем из Луганска.
Подов В.И. в своей книге “Легенды и были Донбасса“ рассказывает о Шубине вкратце так. На соляной шахте работали Игнат Шубин и откатчица Христина. Они любили друг друга, дело шло к свадьбе. Но в результате несчастного случая Христина погибла. Виновными в ее смерти признали шахтовладельца. В отчаянии Игнат убил его, а сам бросился в шурф. С тех пор Игнат стал вроде шахтерского домового, бродит он в темных штреках, ищет Христину…
Коновалов Е.И. к версии “владельца подземных богатств” добавляет, что у духа Шубина есть постоянный спутник - козел. Козел - символ опасности. Говорят, что выходящий из пласта газ метан напоминает иногда блеяние. Уноси скорее ноги!
На мой взгляд, козел не зря партнерствует с подземным духом, олицетворяющем природную стихию. В толковых словарях слово ”козел” с латинского означает “копер”, т.е. четвероногое шахтное сооружение для подъемных механизмов. А второе значение слова “копер” - дух, запах.
Вышеупомянутой статьи журнала «Знание - сила”, конечно же, недостаточно, чтобы проследить развитие донбасской мифологии, ее истоки, связи и взаимопроникновения.
Например, в романе ”Антикварий” Вальтер Скотт умело использует горняцкие предания и легенды Шотландии:
“Кто ты? — спросил гигант, придавая своим диким и уродливым чертам торжественный вид, хотя они то и дело подергивались судорогой подавляемого смеха.
- Мартин Вальдек, житель этого леса,— ответил смелый юноша.— А вы кто?
- Король лесных чащ и копей,— ответил дух.— Как ты смеешь соваться в мои тайны?
— Я пришел попросить огня, чтобы разжечь у себя потухшую печь,— храбро ответил Мартин, а затем с решительным видом, в свою очередь, спросил: — Что это у вас за тайное празднество?
- Мы справляем свадьбу Гермеса с Черным Драконом,— вежливо сообщил дух.— Однако возьми огня, за которым пришел, и уходи: смертный, который долго смотрит на нас, не остается в живых.
Молодой угольщик воткнул конец рогатины в большую пылающую головню, которую с трудом поднял. Затем он повернул в сторону своей хижины. Взрывы хохота за его спиной возобновились с утроенной силой и далеко разносились по узкой долине. Когда Мартин вернулся домой, то, как ни был он изумлен всем виденным, первой его заботой было положить головню среди прочего топлива, чтобы получше разжечь огонь в печи. Но после долгих усилий и возни с мехами и кочергой головня, принесенная, из костра духов, совсем потухла и не разожгла других. Молодой угольщик повернулся и увидел, что огонь на холме все еще горит, но духи, прежде суетившиеся вокруг него, исчезли. Поняв, что дух подшутил над ним, Мартин дал волю своему необузданному нраву и, решив довести приключение до конца, снова отправился в путь к костру, откуда без помехи со стороны демона принес таким же способом новую горящую головню. И опять ему не удалось разжечь огонь. Безнаказанность подстрекнула его отважиться на третью попытку, и он так же успешно, как и раньше, добрался до костра. Но когда он опять завладел горящей головней и собрался уходить, то услышал суровый нечеловеческий голос, уже говоривший с ним и произнесший теперь слова:
- Не смей возвращаться сюда в четвертый раз!”
Покровителем у шахтеров европейских стран считался Святой Николай, из образа которого трансформировался ”гном, подземный дух” в Швеции “kopparnikel”(обратите внимание, и тут копер!!), в Германии “nikel”. И все это от собственного имени Nikolaus. Отсюда и название металла Никель, с 1751 г. пущенное в обиход шведским минералогом фон Кронстедтом.
В журнальной статье замечается на отсутствия связей прозвища духа со словом “шуба”. На мой взгляд, такая связь есть. “Шубины” - древнейшая шахтерская специальность. Выполняли работу по выжиганию газа метана в горных выработках для предотвращения его накапливания и взрыва. Ходили по штрекам с открытым огнем - свечой, факелом - и провоцировали мелкие вспышки газа. А для того, чтобы не опалиться, надевали шубу мехом наружу и периодически обливали ее водой. Что и говорить, смертники! А шахтеры, естественно, под землей держались подальше от этих шубиных. В Англии таких горняков называли ”кающимися”, носили они длинные балахоны, напоминавшие монашеские, закрывавшие лица.
Коментарів 7