Молоток Стаханова стучит...
Сказка - ложь, да в ней намек
Есть такая легенда об отбойном молотке Алексея Стаханова. Когда он в ночь на 31 августа 1935 года поставил мировой рекорд угледобычи, то сразу появились не только последователи, но и слухи разные по шахтам пошли гулять. Говорили, что не может человек за смену сотню тонн нарубить, не иначе ему особенный, какой-то чудо-молоток сделали по секретному чертежу. Дошло до того, что сам Никита Изотов приехал в Кадиевку (ныне г. Стаханов) на шахту "Центральная - Ирмино" и попросил у Алексея попробовать его молотком поработать, проверить все как есть. "Хорош твой молоток", - сказал Никита после смены, нарубив им 240 тонн. "Раз ты побил мой рекорд, то дарю тебе его", - ответил один богатырь другому. Поехал Изотов на свою "Кочегарку" в Горловку и там за смену целый эшелон угля нарубил, в 640 тонн весом, в шесть раз стахановский рекорд перекрыл. А когда уезжал в Москву, в Промакадемию, подарил стахановский молоток своему товарищу - Ермолаю Ермакову, который потом постоянно в десять и более раз перевыполнял им нормы угледобычи. К Ермачку, как звали друзья знатного углеруба, приезжали даже французские шахтеры, чтобы подержать в руках знаменитый молоточек.
Когда началась Великая Отечественная война, ушел бывший кавалерист-буденновец Ермолай Павлович Ермаков в партизаны, а молоток тот припрятал под землей до лучших времен. Но фашистам удалось поймать его. "Будешь работать на нас, оставим в живых" - предложили ему. "Нет", - ответил Ермолай. "Тогда молоток отдай, и отпустим тебя - так тому и быть". И на это сказал решительное "нет" партизан. Казнили его привсенародно на городской площади. А молоток тот якобы сам заработал после освобождения Донбасса и сейчас работает. Если не верите, приезжайте в Горловку, приложите ухо к земле и услышите, как стучит молоток Стаханова, трудится неутомимо для блага людей.
Ошибочка вышла
Красивую эту легенду, основанную, кстати, на жизненных фактах, записал когда-то из уст горловских шахтеров писатель, наш земляк Леонид Жариков. Я прочитал ее в пересказе Ивана Костыри в книге "Думы о Донецком кряже". Ну а в своей журналистской жизни разных баек, рассказов, в том числе самых невероятных фантазий и сплетен о самом Стаханове, движении, названном его именем, наслышался множество. Частушку даже однажды слышал такую: "Можно пить по пять стаканов - только подноси, но работать, как Стаханов, - Боже упаси!" С Алексеем Григорьевичем лично знаком не был, но неоднократно встречался с его сыном Виктором, который в свое время приезжал в Донбасс и делился воспоминаниями о московской жизни отца. Думаю, в этом году, когда исполняется 70-летие стахановского рекорда и 100-летие со дня рождения этого простого рабочего человека, но с мировым именем, вошедшего, кстати, в сотню самых известных людей ХХ века, таких, например, как Эйнштейн, Рузвельт, Сталин, Черчилль, де Голль и другие, мы услышим еще многое о нем. Сейчас вот передо мной лежит еще пока в рукописи книга "Алексей Стаханов: человек-символ, человек-легенда, человек-загадка". Она подготовлена к печати журналистами А.Постновым и О.Мартынцовым и, как мне сообщили, с помощью руководства ГП "Торезантрацит" буквально этими днями появится на прилавках магазинов. В ней собраны публикации о Стаханове разных лет, вплоть до самых последних, архивные документы, воспоминания ветеранов, знавших Стаханова, так сказать, "вживую".
Во всем том разнобое мнений и суждений о Стаханове и стахановском движении, часто-густо абсолютно противоположных, представленных в книге, которые могут, как мне думается, одних читателей повергнуть в растерянность и породить массу вопросов, у других, наоборот, вызвать жгучий интерес к одной из ярких страниц нашей истории и заставить докопаться до истины, мне особенно запомнился один короткий эпизод из современной нашей жизни, описанный известной нашим читателям Валентиной Постновой. Запомнился тем, что тоже похож на легенду. В 2000 году к 65-летию стахановского рекорда местная газета "Горняк" опубликовала снимок хорошо ухоженной могилы Алексея Стаханова и похвалила закрывающуюся шахту "Торезская", где тот работал в последние годы жизни, за то, что она, "умирая сама, не забыла своего Героя". И ошиблась. Оказывается, могилу эту, вдрызг заросшую и замусоренную ночевавшими здесь бомжами, привел в порядок один безработный, причем не шахтер. Трудился целую неделю без чьей-либо помощи. Когда прохожие (а мимо могилы идет дорога в центр Тореза) спрашивали, что он тут делает, он отвечал: "Хочу Стаханова открыть для людей". - "А от кого работаешь?" - "Сам от себя". Удивлялись многие, мол, сколько тут ходим и не знаем, чья могила. Выяснилась и такая интересная деталь. Необычный доброхот Ярослав Кенович Ким - уроженец России, из семьи медиков: корейца отца и украинки матери, приехавших когда-то из далекого Ярославля в Донбасс по вербовке. Он сам инженер-строитель, преподавал в техникуме, но остался без работы. Вот и занялся хоть каким-то полезным и нужным людям делом.
Как очистить зерна от плевел
Такая ошибка вышла в газете. Журналисты исправили ее, написали об этом откровенно и прямо. Добро бы единственной она была и только журналистов касалась. Сегодня не только из уст политиков, даже левого направления, не услышишь имени Стаханова и одноименного движения, но и в ученой среде пока четко не определились, что же это было в нашей истории? В чем его глубинная суть? Какие уроки современники могут извлечь из феномена под названием стахановское движение, охватывающее огромную страну из края в край в течение доброй половины столетия?
В том, что это был именно феномен, т.е. редкое, необычное и выдающееся явление, никто не сомневается. А вот в оценках его экономисты, историки и философы как отечественные, так и российские еще не пришли к единому мнению. Прослеживаются тут две основные тенденции. Одна группа ученых критически относится к "стахановщине", называя ее малоэффективной погоней за рекордами, другая, наоборот, рассматривает это как движение новаторов, искренне стремившихся, так сказать, снизу брать непосредственное участие в организации и управлении производством, что весьма актуально и сегодня.
Со сторонниками именно этой второй научной концепции я пообщался на днях и хотел бы предложить вниманию читателей короткое изложение беседы, которая, на мой взгляд, стоит самых серьезных размышлений. Это Петр Васильевич Добров и Александр Никитович Бут. Оба они доктора исторических наук, профессора Донецкого национального университета, имеют, естественно, много научных трудов, об одном из которых мы уже рассказывали на страницах газеты. Он называется "Економiчна контрреволюцiя в Українi в 20-30 роки XX столiття: вiд нових джерел до нового осмислення". Уже в нем авторы, на основе открывшихся архивных документов той поры, подвергли рабочие движения, связанные с именами Изотова, Стаханова, Кривоноса, Мазая, Паши Ангелиной и других, тщательному анализу и убедительно доказали, что это не что-то отжившее, ненужное и даже вредное, а, наоборот, достойное внимательного изучения, чтобы самым активным образом использовать в нем все лучшее и сегодня, хотя в совершенно других условиях. История ведь как наука - это, по словам английского философа Эдмунда Берка, союз между умершими, живыми и неродившимися. В новом труде "Стахановський рух: феномен радянської доби й уроки iсторiї", подготовленном, кстати, для научного форума, приуроченного 70-летию стахановского движения, который состоится на Луганщине, они продолжают и углубляют свою мысль.
В чем тут дело? Коротко и популярно тут так можно сказать. Стаханов, освоив совершенно новое для того времени орудие труда - отбойный молоток ОМ-5, серийно изготовляемый ленин-градским заводом "Пневматика", в самом деле поставил мировой рекорд угледобычи. Но для экономики в целом не он был важен, а то, что вместе с рекордом родилась совершенно новая технология, позволяющая в пять раз повысить производительность труда на шахтах. Ведь Алексей работал тогда не один. За ним два горняка крепили выработанное пространство в уступах. Таким образом, они втроем сработали за восьмерых, пройдя восемь уступов, в каждом из которых до этого работал отдельный углеруб. В дальнейшем, когда уступы начали удлинять, первоначальный стахановский рекорд легко перекрывали как сам Стаханов, так и его последователи Дюканов, Концедалов, тот же Изотов и многие другие. Но увеличение угледобычи меньшим количеством забойщиков тянуло за собой огромную проблему пересмотра всей технологии, начиная от подготовительных работ и кончая выдачей угля на-гора и далее. Поэтому не случайно, когда Сталин спросил у парторга К.Г. Петрова, что нужно, чтобы движение расширялось, тот просто ответил: "Дайте денег". Они были нужны не только для поощрения стахановцев, но и для технологического усовершенствования.
Понимали ли это тогдашние хозяйственники? Конечно, понимали. Инженер Н.И.Машуров, непосредственный организатор стахановского рекорда, в газете "Социалистический Донбасс" за 11 сентября 1935 года говорил не столько о нем, сколько о том, что сам рекоррд был возможен благодаря новой организации труда и управления. Понимал это тогдашний первый секретарь Сталинского (Донецкого) обкома парти, Саркис Саркисов, вскоре репрессированный и объявленный "врагом народа" именно за то, что более глубоко видел проблему. Понимал Серго Орджоникидзе, самоотверженно бравший под защиту грамотных инженеров и хозяйственников. Да и многие другие ученые-экономисты знали, что стоит за рекордами. Однако в той командно-административной системе для всех без исключения существовала незыблемая сталинская установка, произнесенная на первом Всесоюзном совещании стахановцев в ноябре 1935 года: "Стахановское движение...- это новый высший этап социалистического соревнования". И точка.
Ну а коль соревнование, то, значит, на первом месте - рекорды. Вокруг них и вся шумиха поднималась и в официальной печати, и в экономической науке и практике. Отсюда и пошла гулять "рекордомания", которая заглушала, а часто-густо и вообще сводила на нет истинную здоровую инициативу рабочих, новаторов производства, инженерно-технических кадров, искренне стремившихся по-хозяйски строить новую жизнь.
Повторюсь, я здесь очень поверхностно изложил суть научных споров сегодня. Но вокруг Стаханова и движения его имени нагромождено сейчас много всего разного. Якобы он был просто "винтиком" системы и рекорд его был "заказным", да и вообще он его сделал со зла, когда его исключили из кандидатов в партию, притом вообще без крепильщиков и без присутствия парторга Петрова. Был он темным безграмотным орловским мужиком, приехавшим в Донбасс зарабатывать на лошадь, никогда в жизни книг не читал, любил только баб да "закладывать за воротник".
Но во всей этой словесной чехарде для нас важны две вещи. Есть конкретный человек - Алексей Григорьевич Стаханов и есть движение, названное его именем. Его, Стаханова, исключительно трудолюбивого, порядочного, честного, смекалистого человека, та система действительно сломала и искалечила. Сталин властной рукой вырвал его из привычной рабочей среды, как рыбу из воды, преследуя чисто политические цели, "обласкал", так сказать, его. Хрущев, оторвав от семьи, выслал назад в Донбасс. Брежнев попытался исправить положение: "великодушно" наградил Героем Соцтруда в "свинячий слiд", как говорят в Украине, когда в прошлом истинный богатырь уже превратился в измотанного жизненными невзгодами старика, обложенного со всех сторон, как волк в загоне.
Движения, родившиеся из искренней души человека, поверившего в провозглашаемые идеалы, тоже из политических соображений, обезобразили пустопорожней "рекордоманией". И что теперь? Да отделить зерна от плевел, очистить истинное от наносного, - и все дела. "Стахановський рух - активна форма участi робiтничого класу, iнженерно-технiчних кадрiв у прогресивнiй органiзацiї працi i управлiннi виробництвом. Це - рух новаторiв i разом з iм'ям О. Стаханова заслуговує на добру пам-ять народу. Саме це випливає з досвiду феномена радянської доби", - пишут в упомянутом труде ученые. А не созвучны ли эти строго научные слова с приведенными в начале статьи легендами? Стучит стахановский чудо-молоток в нашу жизнь. Стучит!
Станислав ТИЩЕНКО.
Обозреватель.
Обозреватель.
Коментарів 5