Юность за колючей проволокой
Для семнадцатилетнего тогда Юрия Бондаренко 11 апреля 1945 г. стало вторым днём рождения.
Накануне вечером среди заключенных одного из концентрационных лагерей на севере фашистской Германии пронёсся слух, что завтра их погонят колонной к побережью Балтики.
Там их и узников других концлагерей погрузят на две огромные баржи и отведут на глубину подальше от берега, где и затопят по приказу Гиммлера. Гитлеровская верхушка, чувствуя скорое своё поражение, спешила скрыть, спрятать под воду (в самом прямом смысле) от человечества следы своих изуверских преступлений.
Но не удалась очередная кровавая задумка у нелюдей, и тысячи закабалённых граждан Европы остались живы.
А не получилась благодаря мужеству самих же узников. Именно на рассвете 11 апреля подпольный комитет узников Бухенвальда поднял в концлагере всеобщее восстание.
Узники, невзирая на пулемётный и автоматный огонь, уничтожили и разоружили охрану из эсесовцев и, объявив лагерь свободной территорией, вышли навстречу освободителям – воинам Советской Армии и войскам союзников.
Юный художник, кадиевчанин Юрий Бондаренко, заканчивал Великую Отечественную в армейских рядах. Потом было возвращение в родной город, работа по восстановлению разрушенного края.
Пришлось по недомыслию некоторых горе-чекистов побывать в заключении и в наших лагерях. Потом было полное оправдание, работа в родной Кадиевке (потом Стаханове) художником.
А уж последние не один десяток лет возглавляет Ю.Бондаренко городскую организацию бывших узников фашистских концлагерей г.Стаханова.
Немного отличается от него и судьба тоже кадиевчанки Екатерины Слепченко.
К моменту оккупации гитлеровцами города она закончила ФЗО, работала лебёдчицей на шахте. Пришли фашисты, установили свой хвалёный порядок. Во время облавы захватили её, и в числе двенадцати тысяч других юных кадиевчан отправили на работы в Германию.
Сначала была рабская изматывающая работа в Судетах на военной фабрике, потом аресты, концлагерь Равенсбрюк, соляная шахта, где размещался военный завод.
Вернулась домой, много лет работала на промпредприятиях, потом больше пятнадцати лет – педагогом-воспитателем детско-юношеского клуба «Орлёнок».
Неординарна и вместе с тем так похожа на судьбы других детей войны и военная история юной жизни ещё одного хорошо известного в Стаханове человека – Ивана Яковлевича Захарченко.
Его, семнадцатилетнего паренька из Лозовой Павловки, в 1943 г. угнали на работы в Германию.
Сначала попал на военный завод.
На фашистов работать не хотел – бежал, пробирался на Родину, вскоре арестовали – били, пытали, отправили в концлагерь.
Выдержать те нечеловеческие испытания помогли вера в освобождение, хорошая физическая подготовка и поддержка товарищей. После освобождения из концлагеря служил в рядах Советской Армии, а потом вернулся домой.
В Кадиевке работал на шахте, учился, закончил факультет иностранных языков и стал преподавателем немецкого языка в школе, нашем институте.
А ещё И.Захарченко остаётся всю жизнь верным спорту, особенно футболу – был игроком кадиевского «Шахтера», много лет является футбольным обозревателем и комментатором.
И вот что ещё удивительно – его номер в футбольной команде был 10, такими же были и две последние цифры его лагерного номера.
О многих ещё судьбах из воспоминаний бывших узников и рассказов о них научных сотрудников историко-художественного музея услышали пришедшие на встречу с ними учащиеся школ города. Из тех 12 тысяч в живых их сейчас осталось только девять.
Те, кто смог, пришли сюда в зал Великой Отечественной войны – И.Гиляренко, И.Кукузей, В.Пономаренко, А. Дегтярь, неугомонный их председатель Ю. Бондаренко…
И вспоминать, и слушать об этом им невыносимо трудно. Им и самим-то подчас не верится, что им довелось перенести. Ведь за годы войны на «перевоспитании» по-фашистски в концлагерях побывало 12 млн. граждан – взрослых и детей.
Одиннадцать миллионов оттуда не возвратились – погибли от голода, холода, издевательств, пыток, изуверских медицинских экспериментов, были задушены в газовых камерах и сожжены в крематориях. Вспоминать об этом страшно, но помнить надо всегда – чтобы не повторилось такое.
Особенно знать и помнить надо юным, чтоб души свои не отдать на заклание современным фашистам. А угроза такая есть.
К бывшим заключённым фашистских концлагерей с приветствием от городского головы С.Жевлакова обратился советник мэра Е.Шумейко, у которого отец и дядя прошли через этот ад.
А потом были цветы в честь Международного дня узников фашистских концлагерей, общая фотография на память с юным поколением и возложение цветов на братской могиле.
А. Костин
Фото автора