Приоритетные направления работы КРУ
Одним из ключевых заданий, стоящих перед Службой, есть систематизация и профилактика нарушений финансовой дисциплины, разработка мероприятий по недопущению таких нарушений в будущем, то есть “от выявления нарушений - до их профилактики”. Из года в год контрольно-ревизионный отдел выявляет и фиксирует в актах нарушения, которые неоднократно повторяются. Справедливо будет заметить, что уровень финансовых нарушений на подконтрольных предприятиях и организациях города, в сравнении с прошлыми годами, значительно снизился. Особенно позитивная динамика снижения уровня нарушений наблюдается в организациях, которые с определенной периодичностью ревизируются контрольно-ревизионной службой.
В текущем году контрольно-ревизионным отделом из 6 проведенных ревизий (в 3-х предприятиях: КП “Жилсервис №9”, ООО “Донбассугольинвест”, ДП “Луганская областная дирекция по ликвидации убыточных и углеперерабатывающих предприятий” и в 3-х организациях: управлении Пенсионного фонда Украины в г. Стаханове, управлении физической культуры и отделе культуры Стахановского городского совета), нарушения финансовой дисциплины были установлены на 5-ти проверяемых объектах. Среди проверенных предприятий, впервые были проведены ревизии в коммунальном предприятии “Жилсервис №9” и обществе с ограниченной ответственностью “Донбассугольинвест”.
Положительная динамика в соблюдении финансовой дисциплины достигается как высоким профессионализмом бухгалтерских служб, стабильностью кадрового состава, так и благодаря регулярной подписке подконтрольных объектов на периодические издания, предлагаемые контрольно-ревизионным отделом - журнал “Финансовый контроль”, а также статьи работников контрольно-ревизионного отдела, выходящие под рубрикой “Сделайте это, пока не пришли ревизоры” в газете “Стахановское знамя”.
Немаловажным фактором в снижении нарушений в бюджетных организациях и государственных целевых фондах является и тот факт, что специалистами финансового управления Стахановского горсовета и управления Пенсионного фонда Украины в Луганской области регулярно осуществляется внутренний финансовый аудит, во время проведения которого бухгалтерам предоставляются рекомендации и консультации. Это позволяет максимально снизить риск мошенничества и расточительства, допущения нарушений и ошибок на объектах контроля.
В противоположность позитиву, следует отметить слабую роль в осуществлении контроля вышестоящей организацией - Управлением жилищно-коммунального хозяйства Стахановского горсовета, в части осуществления мероприятий, направленных на снижение уровня нарушений в подведомственных предприятиях жилищно-коммунальной сферы. Учитывая, что эти предприятия на протяжении прошлого года находились в постоянном поле зрения контрольно-ревизионной службы города и о результатах каждой ревизии в обязательном порядке нами информировалось Управление жилищно-коммунального хозяйства, однотипные нарушения устанавливаются при каждой последующей ревизии. Напрашивается вывод: либо УЖКХ игнорирует рекомендации контрольно-ревизионного отдела в части рассмотрения актов ревизий с руководящими работниками жилсервисов на производственных совещаниях, либо руководящие работники жилсервисов не в состоянии осмыслить суть нарушений и принять меры по их исправлению, пока к ним не пришли ревизоры.
Следует проводить грань между финансовым аудитом, в ходе которого оказывается практическая помощь, и контрольно-ревизионной работой, по результатам которой наступает ответственность.
Другим приоритетным направлением является систематизация выявленных схем и причин уклонения от ответственности должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства, то есть “каждого нарушителя - к ответственности”. К сожалению, действующее законодательство даёт возможность избегать ответственности за допущенные нарушения. Отдельные санкции к нарушителям являются чисто декларативными и принцип неотвратимости наказания не обеспечивается. Поэтому в контрольно-ревизионном отделе проводится детальный анализ причин, которые способствуют уклонению от ответственности, так как результатом работы должно стать осмысление каждым руководителем и бухгалтером, что за ненадлежащее использование государственных ресурсов или выполнение должностных обязанностей ответственности не избежать.
Так, по результатам последних проведенных ревизий к нарушителям финансовой дисциплины применены меры административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а к организациям - финансовые санкции в виде остановки операций с бюджетными средствами, инициирования приостановки бюджетных ассигнований:
- по отделу культуры Стахановского городского совета: за допущенные нарушения бюджетного законодательства (установлены незаконные расходы бюджетных средств на сумму 1,14 тыс. грн., нарушения ведения бухгалтерского учета) 3-х работников бухгалтерии привлечено к административной ответственности на общую сумму 0,44 тыс. грн., 2-х работников - к дисциплинарной ответственности, а так же все работники бухгалтерской службы привлечены к материальной ответственности.
- по управлению физической культуры и спорта Стахановского городского совета: за допущенные нарушения бюджетного законодательства (установлены незаконные расходы бюджетных средств на сумму 2,43 тыс. грн., нарушения ведения бухгалтерского учета) 4-х работников бухгалтерии привлечено к административной ответственности на общую сумму 0,54 тыс. грн., 2-х работников - к дисциплинарной ответственности.
О результатах ревизии проинформирован городской голова. Надеемся, что он тоже сделает соответствующие выводы в отношении руководителей данных организаций.
В текущем году контрольно-ревизионным отделом из 6 проведенных ревизий (в 3-х предприятиях: КП “Жилсервис №9”, ООО “Донбассугольинвест”, ДП “Луганская областная дирекция по ликвидации убыточных и углеперерабатывающих предприятий” и в 3-х организациях: управлении Пенсионного фонда Украины в г. Стаханове, управлении физической культуры и отделе культуры Стахановского городского совета), нарушения финансовой дисциплины были установлены на 5-ти проверяемых объектах. Среди проверенных предприятий, впервые были проведены ревизии в коммунальном предприятии “Жилсервис №9” и обществе с ограниченной ответственностью “Донбассугольинвест”.
Положительная динамика в соблюдении финансовой дисциплины достигается как высоким профессионализмом бухгалтерских служб, стабильностью кадрового состава, так и благодаря регулярной подписке подконтрольных объектов на периодические издания, предлагаемые контрольно-ревизионным отделом - журнал “Финансовый контроль”, а также статьи работников контрольно-ревизионного отдела, выходящие под рубрикой “Сделайте это, пока не пришли ревизоры” в газете “Стахановское знамя”.
Немаловажным фактором в снижении нарушений в бюджетных организациях и государственных целевых фондах является и тот факт, что специалистами финансового управления Стахановского горсовета и управления Пенсионного фонда Украины в Луганской области регулярно осуществляется внутренний финансовый аудит, во время проведения которого бухгалтерам предоставляются рекомендации и консультации. Это позволяет максимально снизить риск мошенничества и расточительства, допущения нарушений и ошибок на объектах контроля.
В противоположность позитиву, следует отметить слабую роль в осуществлении контроля вышестоящей организацией - Управлением жилищно-коммунального хозяйства Стахановского горсовета, в части осуществления мероприятий, направленных на снижение уровня нарушений в подведомственных предприятиях жилищно-коммунальной сферы. Учитывая, что эти предприятия на протяжении прошлого года находились в постоянном поле зрения контрольно-ревизионной службы города и о результатах каждой ревизии в обязательном порядке нами информировалось Управление жилищно-коммунального хозяйства, однотипные нарушения устанавливаются при каждой последующей ревизии. Напрашивается вывод: либо УЖКХ игнорирует рекомендации контрольно-ревизионного отдела в части рассмотрения актов ревизий с руководящими работниками жилсервисов на производственных совещаниях, либо руководящие работники жилсервисов не в состоянии осмыслить суть нарушений и принять меры по их исправлению, пока к ним не пришли ревизоры.
Следует проводить грань между финансовым аудитом, в ходе которого оказывается практическая помощь, и контрольно-ревизионной работой, по результатам которой наступает ответственность.
Другим приоритетным направлением является систематизация выявленных схем и причин уклонения от ответственности должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства, то есть “каждого нарушителя - к ответственности”. К сожалению, действующее законодательство даёт возможность избегать ответственности за допущенные нарушения. Отдельные санкции к нарушителям являются чисто декларативными и принцип неотвратимости наказания не обеспечивается. Поэтому в контрольно-ревизионном отделе проводится детальный анализ причин, которые способствуют уклонению от ответственности, так как результатом работы должно стать осмысление каждым руководителем и бухгалтером, что за ненадлежащее использование государственных ресурсов или выполнение должностных обязанностей ответственности не избежать.
Так, по результатам последних проведенных ревизий к нарушителям финансовой дисциплины применены меры административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а к организациям - финансовые санкции в виде остановки операций с бюджетными средствами, инициирования приостановки бюджетных ассигнований:
- по отделу культуры Стахановского городского совета: за допущенные нарушения бюджетного законодательства (установлены незаконные расходы бюджетных средств на сумму 1,14 тыс. грн., нарушения ведения бухгалтерского учета) 3-х работников бухгалтерии привлечено к административной ответственности на общую сумму 0,44 тыс. грн., 2-х работников - к дисциплинарной ответственности, а так же все работники бухгалтерской службы привлечены к материальной ответственности.
- по управлению физической культуры и спорта Стахановского городского совета: за допущенные нарушения бюджетного законодательства (установлены незаконные расходы бюджетных средств на сумму 2,43 тыс. грн., нарушения ведения бухгалтерского учета) 4-х работников бухгалтерии привлечено к административной ответственности на общую сумму 0,54 тыс. грн., 2-х работников - к дисциплинарной ответственности.
О результатах ревизии проинформирован городской голова. Надеемся, что он тоже сделает соответствующие выводы в отношении руководителей данных организаций.
Елена Волкова,
заместитель начальника
контрольно-ревизионного отдела в г. Стаханове
заместитель начальника
контрольно-ревизионного отдела в г. Стаханове