Бюджет деградации
27 апреля в Верховной Раде без обсуждения принят госбюджет Украины на 2010 год (законопроект № 6000), который оперативно подписал президент В.Янукович. 14 мая, на 72-ой внеочередной сессии Стахановского городского совета депутаты утвердили бюджет города Стаханова. Решение сессии горсовета «О городском бюджете на 2010 год» вводится в действие с … 1 января 2010 года.
Госбюджет
Общие показатели принятого госбюджета таковы: доходы – 267,5 млрд. грн, расходы – 323,6 млрд. грн. Дефицит госбюджета Украины (превышение расходов над доходами) предусмотрен в размере 57,7 млрд. грн.
Пополнять бюджетные доходы предполагается, прежде всего, за счет резкого увеличения налогов, поступления от которых намечено увеличить более чем на треть. При запланированном росте реального ВВП на 3,7%, это выглядит явным преувеличением – такое увеличение налоговой нагрузки наверняка спровоцирует усиление тенизации экономики и недобор бюджетных доходов, как это неоднократно уже бывало.
Кроме того, в бюджете содержится целый ряд статей, которые позволяют наращивать его дефицит практически до бесконечности. К примеру, статья 78, в соответствии с которой «В случае неполучения доходов общего фонда госбюджета в соответствии с помесячной росписью для обеспечения проведения защищенных статей расходов государственного бюджета позволить Кабинету Министров Украины осуществлять государственные заимствования сверх объемов, установленных приложением № 2 к данному Закону…».
Несмотря на все провозглашавшиеся ранее лозунги, документ, несомненно, не является «бюджетом развития», он перегружен социальными расходами, льготами, субсидиями. Свыше 90% всех расходов имеют потребительскую направленность. Но на иное было трудно рассчитывать сразу после выборов, в ходе которых все политические силы, включая победителей, основной упор делали на грубый популизм.
Правда, наверняка утверждать, что все выплаты взлетят вверх, пожалуй, все-таки не стоит. Во всяком случае, Кабмин оставил для себя лазейку. Он имеет право «устанавливать размеры социальных выплат, которые согласно законодательству определяются в зависимости от размера минимальной зарплаты, в абсолютных суммах в пределах ассигнований, предусмотренных в рамках соответствующих бюджетных программ». Надо полагать, что в тех случаях, когда вдруг «не предусмотрено» – Кабмин не виноват.
Финансы Стаханова
Решением 72-ой сессии Стахановского городского совета «О городском бюджете на 2010 год» предусмотрено установить общий объем доходов городского бюджета в сумме 161827685 грн., в том числе дотация выравнивания из государственного бюджета – 60495405 грн.
Общая сумма планируемых расходов местного бюджета в точности соответствует его доходной части. Но так ли это на самом деле? Ведь, к примеру, бюджет 2009 года, утвержденный на 52-ой сессии Стахановского горсовета составлял 117157169 грн., а реальные расходы составили 143891900 грн. При этом дефицит бюджета вылился в сумму 14500200 грн.
Внимательное изучение финансовых документов, предложенных для утверждения депутатам Стахановского городского совета, позволяет сделать вывод о том, что их авторы сознательно осуществили подлог, манипулируя цифрами и дописав в доходную часть десятки миллионов гривен несуществующих бюджетных поступлений. Таким образом, предпринята попытка скрыть реальный дефицит бюджета города, что позволяет говорить о главном финансовом документе города, как бюджете деградации.
Судите сами. Источник основных финансовых поступлений в городской бюджет – налоговые сборы – в 2010-ом по сравнению с 2009 годом уменьшен на 9 млн грн., а большинство других доходных статей остались на прежнем уровне. При этом бюджет 2010-го на 45 млн грн. превышает бюджет 2009-го. Откуда же взялись дополнительные средства? Во-первых, в 2010 году на 19 млн грн. выросла дотация из госбюджета. А во-вторых, в 2010 году предусматривается получить 33544847 гривен от оплаты за аренду целостных имущественных комплексов!!!
Эта сумма нас просто шокировала. И не только потому, что в городе кроме базы «Меркурий» никаких целостных имущественных комплексов коммунальной формы собственности уже и не осталось. Дело в том, что в 2009 году по этой статье доходов в бюджет города планировалось получить сумму в 67 раз меньшую (500000 грн.)!
Таким образом, приписав несуществующие доходы (около 33 млн. грн.!), финансовых дел мастера смогли «забить» в бюджет города статьи расходов, на которых кто-то очень неплохо обогатиться. Причем все эти расходы городской бюджет наверняка понесет во втором-третьем квартале, когда еще можно будет брать кредиты. А вот то, что к концу года город может стать банкротом, похоже, никого не интересует.
Зато сейчас исполком планирует потратить 350000 грн. на строительство туалета во дворе ГДК им. Горького. И это при том, что расходы на содержание самого Дворца культуры планируется увеличить почти вдвое – с 2,2 млн грн. до 3,99 млн. грн. На 2,4 млн. грн. вырастут расходы на содержание исполкома Стахановского горсовета, да еще более чем в два раза планируется увеличить финансирование проводимых им городских мероприятий. Вдесятеро, до 300000 грн. увеличилось финансирование Программы укрепления законности и правопорядка. И т.д. и т.п.
Бюджетный кодекс
Структура, правовые основы, принципы бюджетной системы определены Бюджетным кодексом Украины. В соответствии со ст. 7 этого кодекса бюджетная система строится на принципах сбалансированности (полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений), обоснованности (бюджет формируется на реалистичных показателях экономического и социального развития), эффективности (достижение запланированных целей при использовании минимальных бюджетных ресурсов), публичности и прозрачности.
В соответствии со ст. 76 в решении сессии горсовета о местном бюджете должен быть указан максимальный объем годового дефицита. Этот показатель в решении сессии Стахановского горсовета «О городском бюджете на 2010 год», конечно же, отсутствует. Зато в нем есть очень интересное нововведение, которое достойно дословного цитирования:
«При внесенні змін до кодів функціональної класифікації видатків (доходів) надати право виконавчому комітету Стахановської міської ради за погодженням з постійною комісією міської ради з питань планування, бюджету та фінансів вносити відповідні зміни до рішення про бюджет”.
Эта кажущаяся расплывчатой формулировка в действительности коренным образом меняет принципы функционирования бюджетной системы города. Ведь, если раньше изменения в бюджет Стаханова вносились на сессии горсовета, то теперь это будет происходить без участия депутатов, которых полностью отстранят от бюджетного процесса. А это является прямым нарушением Закона о местном самоуправлении (п. 23 статьи 26) и Бюджетного кодекса, который предусматривает внесение изменений в решение о городском бюджете исключительно на сессии горсовета и только по итогам полугодия.
Чем руководствовались специалисты Финансового управления Стахановского горсовета при формировании бюджета Стаханова на 2010 год сказать сложно. Но уж точно – не здравым смыслом и действующим законодательством.
Госбюджет
Общие показатели принятого госбюджета таковы: доходы – 267,5 млрд. грн, расходы – 323,6 млрд. грн. Дефицит госбюджета Украины (превышение расходов над доходами) предусмотрен в размере 57,7 млрд. грн.
Пополнять бюджетные доходы предполагается, прежде всего, за счет резкого увеличения налогов, поступления от которых намечено увеличить более чем на треть. При запланированном росте реального ВВП на 3,7%, это выглядит явным преувеличением – такое увеличение налоговой нагрузки наверняка спровоцирует усиление тенизации экономики и недобор бюджетных доходов, как это неоднократно уже бывало.
Кроме того, в бюджете содержится целый ряд статей, которые позволяют наращивать его дефицит практически до бесконечности. К примеру, статья 78, в соответствии с которой «В случае неполучения доходов общего фонда госбюджета в соответствии с помесячной росписью для обеспечения проведения защищенных статей расходов государственного бюджета позволить Кабинету Министров Украины осуществлять государственные заимствования сверх объемов, установленных приложением № 2 к данному Закону…».
Несмотря на все провозглашавшиеся ранее лозунги, документ, несомненно, не является «бюджетом развития», он перегружен социальными расходами, льготами, субсидиями. Свыше 90% всех расходов имеют потребительскую направленность. Но на иное было трудно рассчитывать сразу после выборов, в ходе которых все политические силы, включая победителей, основной упор делали на грубый популизм.
Правда, наверняка утверждать, что все выплаты взлетят вверх, пожалуй, все-таки не стоит. Во всяком случае, Кабмин оставил для себя лазейку. Он имеет право «устанавливать размеры социальных выплат, которые согласно законодательству определяются в зависимости от размера минимальной зарплаты, в абсолютных суммах в пределах ассигнований, предусмотренных в рамках соответствующих бюджетных программ». Надо полагать, что в тех случаях, когда вдруг «не предусмотрено» – Кабмин не виноват.
Финансы Стаханова
Решением 72-ой сессии Стахановского городского совета «О городском бюджете на 2010 год» предусмотрено установить общий объем доходов городского бюджета в сумме 161827685 грн., в том числе дотация выравнивания из государственного бюджета – 60495405 грн.
Общая сумма планируемых расходов местного бюджета в точности соответствует его доходной части. Но так ли это на самом деле? Ведь, к примеру, бюджет 2009 года, утвержденный на 52-ой сессии Стахановского горсовета составлял 117157169 грн., а реальные расходы составили 143891900 грн. При этом дефицит бюджета вылился в сумму 14500200 грн.
Внимательное изучение финансовых документов, предложенных для утверждения депутатам Стахановского городского совета, позволяет сделать вывод о том, что их авторы сознательно осуществили подлог, манипулируя цифрами и дописав в доходную часть десятки миллионов гривен несуществующих бюджетных поступлений. Таким образом, предпринята попытка скрыть реальный дефицит бюджета города, что позволяет говорить о главном финансовом документе города, как бюджете деградации.
Судите сами. Источник основных финансовых поступлений в городской бюджет – налоговые сборы – в 2010-ом по сравнению с 2009 годом уменьшен на 9 млн грн., а большинство других доходных статей остались на прежнем уровне. При этом бюджет 2010-го на 45 млн грн. превышает бюджет 2009-го. Откуда же взялись дополнительные средства? Во-первых, в 2010 году на 19 млн грн. выросла дотация из госбюджета. А во-вторых, в 2010 году предусматривается получить 33544847 гривен от оплаты за аренду целостных имущественных комплексов!!!
Эта сумма нас просто шокировала. И не только потому, что в городе кроме базы «Меркурий» никаких целостных имущественных комплексов коммунальной формы собственности уже и не осталось. Дело в том, что в 2009 году по этой статье доходов в бюджет города планировалось получить сумму в 67 раз меньшую (500000 грн.)!
Таким образом, приписав несуществующие доходы (около 33 млн. грн.!), финансовых дел мастера смогли «забить» в бюджет города статьи расходов, на которых кто-то очень неплохо обогатиться. Причем все эти расходы городской бюджет наверняка понесет во втором-третьем квартале, когда еще можно будет брать кредиты. А вот то, что к концу года город может стать банкротом, похоже, никого не интересует.
Зато сейчас исполком планирует потратить 350000 грн. на строительство туалета во дворе ГДК им. Горького. И это при том, что расходы на содержание самого Дворца культуры планируется увеличить почти вдвое – с 2,2 млн грн. до 3,99 млн. грн. На 2,4 млн. грн. вырастут расходы на содержание исполкома Стахановского горсовета, да еще более чем в два раза планируется увеличить финансирование проводимых им городских мероприятий. Вдесятеро, до 300000 грн. увеличилось финансирование Программы укрепления законности и правопорядка. И т.д. и т.п.
Бюджетный кодекс
Структура, правовые основы, принципы бюджетной системы определены Бюджетным кодексом Украины. В соответствии со ст. 7 этого кодекса бюджетная система строится на принципах сбалансированности (полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений), обоснованности (бюджет формируется на реалистичных показателях экономического и социального развития), эффективности (достижение запланированных целей при использовании минимальных бюджетных ресурсов), публичности и прозрачности.
В соответствии со ст. 76 в решении сессии горсовета о местном бюджете должен быть указан максимальный объем годового дефицита. Этот показатель в решении сессии Стахановского горсовета «О городском бюджете на 2010 год», конечно же, отсутствует. Зато в нем есть очень интересное нововведение, которое достойно дословного цитирования:
«При внесенні змін до кодів функціональної класифікації видатків (доходів) надати право виконавчому комітету Стахановської міської ради за погодженням з постійною комісією міської ради з питань планування, бюджету та фінансів вносити відповідні зміни до рішення про бюджет”.
Эта кажущаяся расплывчатой формулировка в действительности коренным образом меняет принципы функционирования бюджетной системы города. Ведь, если раньше изменения в бюджет Стаханова вносились на сессии горсовета, то теперь это будет происходить без участия депутатов, которых полностью отстранят от бюджетного процесса. А это является прямым нарушением Закона о местном самоуправлении (п. 23 статьи 26) и Бюджетного кодекса, который предусматривает внесение изменений в решение о городском бюджете исключительно на сессии горсовета и только по итогам полугодия.
Чем руководствовались специалисты Финансового управления Стахановского горсовета при формировании бюджета Стаханова на 2010 год сказать сложно. Но уж точно – не здравым смыслом и действующим законодательством.
Евгений Акимов
Коментарів 6