ОАО «Стахановский вагоностроительный завод» отмечают 45-летие своего предприятия
В эти дни на ОАО «Стахановский вагоностроительный завод» отмечают 45-летие своего предприятия. Случись эта круглая дата год назад, совсем другое настроение было бы у коллектива. А сегодня здесь уже говорят о реальном выходе из кризиса и с оптимизмом смотрят в будущее.
По словам председателя правления ОАО «СВЗ» Виталия Касинова, второе рождение завода произошло девять лет назад, когда едва дышавшее после экономического кризиса 90-х годов предприятие возродил к жизни российский инвестор. Затем, с приходом украинского собственника, завод сумел в короткий срок набрать высокий производственный темп. Так, в наиболее успешных 2007 — 2008 годах здесь выпускали почти вдвое больше вагонов, чем в лучшие годы при Союзе.
И тут снова кризис, на этот раз не постсоветский, а мировой. Осенью 2008 года в течение трех дней вагоностроительный фактически остановили: инвестиционная деятельность была свернута, производство почти прекратилось.
— До октября 2009 года мы больше стояли, чем работали. Потеряли большое количество людей, но все-таки сохранили завод, его основной производственно-технический потенциал и основной производственный персонал, инженерный состав, управленцев. И вот начиная с октября прошлого года мы буквально за два-три месяца вышли на докризисный объем производства, прирастили численность работающих. Правда, пока не до того количества, что было два года назад. Сейчас на заводе трудится немногим более 4,5 тысячи человек. По объему производства в натуральной величине мы вышли на докризисный уровень, а в денежном выражении даже превзошли 2007 — 2008 годы.
Это все Виталий Касинов рассказал журналистам на пресс-конференции в канун празднования 45-летия завода. Его руководитель сообщил также, что за полгода на СВЗ произвели более 3600 вагонов. «По товарному выпуску среди машиностроительных предприятий Луганщины занимаем лидирующее место. Заработная плата у нас самая высокая среди этих предприятий. Вы-плачиваем ее два раза в месяц. Задолженности по заработной плате, по оплате энергоресурсов и платежам в бюджет нет. За пять месяцев балансовая прибыль составила 114 миллионов — больше, чем за весь 2008 год», — продолжил председатель правления.
Что ж, можно только порадоваться за наших земляков, которые имеют все основания встречать день рождения своего предприятия с хорошим настроением. Работа здесь ныне кипит вовсю, как и в докризисные годы. Всюду чистота, порядок, у производственных корпусов зеленые коврики газонов, клумбы, фирменные декоративные скамейки и ограждения, созданные заводскими мастерами.
Стахановский вагоностроительный, сообщил Виталий Касинов, по-прежнему на рынке этой продукции СНГ среди всех вагоностроительных заводов занимает пятое-шестое место, удерживая 9 — 10-процентный сегмент этого рынка.
— Кризис, в общем-то, вещь не очень интересная и не очень приятная, — заметил руководитель передового предприятия. — Тем не менее за этот год мы сумели переосмыслить свою работу, освоили или заканчиваем освоение целой гаммы новой техники, которая сейчас готовится к испытаниям. Провели также серьезную реорганизацию системы управления и структуры предприятия. То есть вышли из кризиса как бы очищенными, обновленными, осознав все те тяжелые последствия, которые могут быть в подобных ситуациях.
Сегодня по объему имеющихся заказов завод вышел на уровень 2007 года. Более 90 процентов продукции стахановчан идет на экспорт. Как и раньше, основные ее потребители — компании Российской Федерации. Незначительная часть вагонов идет также в Казахстан и прибалтийские страны. Как ни странно, за все годы независимости Украины «Укрзалізниця» не купила здесь ни одного вагона! Не за что, хотя износ вагонного парка у нее очень велик — более 80 процентов. В этих условиях добрые партнерские отношения с российскими заказчиками жизненно важны как для Стахановского вагонзавода, так и для других родственных предприятий страны. Их, кстати, в Украине четыре — еще «Азовмаш» (Мариуполь), «Крюковский вагоностроительный завод» (Кременчуг) и «Днепровагонмаш» (Днепродзержинск).
— Без российских заказчиков и без тесного партнерства с российскими железными дорогами и перевозчиками «гаплык» настанет всем четырем вагоностроительным заводам Украины, которые, по сути дела, дают половину всего объема вагонов, потребляемых странами СНГ.
Эту реплику Виталий Иванович произнес, отвечая на вопрос о влиянии политики на экономику. По его мнению, это влияние есть всегда. И когда его спросили о ныне существующих проблемах, он ответил:
— Проблема одна — нужна стабильная политическая и экономическая обстановка в стране. Не может страна определять стратегию своего развития пять раз в течение трех лет. Вот в чем беда. Когда начались все эти раздраи между Украиной и Россией, знаете, что в России сделали? Они просто-напросто решили: в Украине покупать как можно меньше, развивая внутренний рынок, свое производство. И это было сделано. И никто не мог купить вагон у нас. Россия работала, а наши заводы простаивали.
Не знаю, как с остальными составляющими многогранного понятия «национальные интересы», однако нормальная работа отечественных предприятий, люди, зарабатывающие на них средства для жизни своих семей, нормальное социально-экономическое самочувствие территориальных громад, получающих в свои бюджеты приличные отчисления от зарплат этих людей, да и наполнение государственного бюджета успешно работающими предприятиями — разве это противоречит национальным интересам украинского народа? И если все перечисленное зависит от отношений с соседним государством, экономические связи с которым были, есть и будут, значит, эти отношения должны быть хорошими. Не говоря о том, что вообще с соседями никто умный не ссорится.
Кстати, примерно 40 процентов городского бюджета Стаханова формируется поступлениями с вагоностроительного. Родина стахановского движения, лишившаяся всех своих шахт, возлагает надежды сейчас на местные заводы. А к приближающемуся 75-летию стахановского движения коллектив вагоностроителей готовит родному городу серьезный подарок. Какой? Пока это не рассекречивают.
Если уж речь зашла о знаменательных датах, то где-то на середине летописи СВЗ, на рубеже 80-х и 90-х, в его биографии случилось событие, которое всегда будет источником гордости наших вагоностроителей. Предприятию было поручено изготовить 40 тысяч тонн металлоконструкций для строительства туннеля под проливом Ла-Манш, и оно в течение четырех лет с честью справилось с этим ответственным заданием, завоевав себе высокую международную репутацию. «Среди фирм, участвующих в данном проекте, наш завод по объемам поставок был третьим, — сообщает официальный сайт СВЗ. — Участие в проекте поставило наш завод в ряд лучших предприятий Европы».
Самые сложные задачи и сегодня по плечу коллективу ОАО «Стахановский вагоностроительный завод». Но последствия кризиса, еще, собственно говоря, и не закончившегося, дают о себе знать. Например, остается приостановленной программа производства металлоконструкций. Подготовленный под это цех пока стоит пустым всей своей огромной площадью. Хотя можно не сомневаться: и там вскоре появится оборудование, зашумят, загрохочут механизмы, производя необходимую продукцию.
После спада всегда наступает подъем. А когда тебе 45 лет, ты в самом расцвете сил. Уже есть опыт, умение, мудрость, еще не ослабли желания что-то менять к лучшему, а энергии по-прежнему — через край. Так по человеческим меркам. Почему бы не отнести это и к заводу? Тем более такому закаленному, жизнестойкому и развивающемуся, как Стахановский вагоностроительный.
Зоя ПУТРЕНКО
Коментарів 6