За все нужно платить. и за проезд тоже
Прошло несколько месяцев, как желтые “Богданы” ООО “Интерресурс” стройными рядами покинули наш город. Много разных слухов ходило по этому поводу. Но причина разрыва в одностороннем порядке договорных обязательств по перевозке пассажиров одна - государство не в полном объеме или вообще не компенсирует затраты на перевозку льготных категорий граждан. Проработав год на городских маршрутах, предприятие не выдержало ноши недофинансирования. Из начисленной за 2008 год государством субвенции для стахановских перевозчиков в размере 1 млн. 20 тыс. грн., они получили лишь по 24%. С такой проблемой столкнулись не только перевозчики Стаханова, аналогичны ситуации и в других городах области, страны.
Законодательством Украины определен чрезвычайно широкий круг категорий граждан, которые имеют право на льготный или бесплатный проезд пассажирским транспортом - свыше 25 категорий. Если рассматривать Стаханов, то это порядка 60% населения. Из них большая часть - пенсионеры, которые имеют регулярный стабильный доход. Но к сожалению, лишь за 1/3 от числа всех категорий льготников государство возмещает проезд. Другие даже не внесены в главный финансовый документ страны. И как это не грубо звучит, ездят за счет перевозчика.
Также льготникам надо помнить о том, что государственная субвенция предусматривает 8(!) бесплатных поездок в месяц на одного. Но даже за них государство, к большому огорчению, не платит. А ведь перевозчики не то, что не хотят, а просто не могут работать в убыток. Не получая доходов от оплаты пассажирами своей поездки и оплаты поездки льготника государством, предприятия, занимающиеся автомобильными пассажирскими перевозками, становятся банкротами и уходят с городских маршрутов, как это и сделало ООО “Интерресурс”.
Нынешняя ситуация такова, что государство не возмещает перевозчику средства за предоставление бесплатного проезда, и он, чтобы хоть как-то держаться на плаву, вынужден ограничивать проезд льготным категориям. Последними это воспринимается как ущемление их конституционных прав. Огорчает то, что они никак не хотят понять, что приняв соответствующие законы, государство сделало перевозчиков заложниками сложившейся ситуации: гарантировав большей части населения право на бесплатный проезд, обязало перевозчиков выполнять эти перевозки, не отрегулировало механизм погашения затрат. А ведь без прибыли никто работать не может. Без средств, которые перевозчик должен направлять на обновление производственных мощностей и другие необходимые затраты, любое предприятие становится нерентабельным и его дальнейшая судьба предопределена.
Выходом из непростой сложившейся ситуации может послужить введение адресной помощи. Она поможет отрегулировать механизм оплаты проезда и устранить понятие “льготник”. Так как платить будут все: вот только одним на восемь поездок в месяц деньги будет давать государство, а другие - за свой счет.
Но не торопятся с таким новшеством высшие чиновники. Ведь если ввести такую адресную помощь, то на добавку к пенсии только стахановским льготникам из государственной казны нужно выделять как минимум 4 млн. грн. Откуда брать такие средства? Проще же обязать перевозчиков выполнять установленные законом требования, а о своих (государственных), в свою очередь, обязанностях перед ними - забыть.
Так что, уважаемые пассажиры, садясь в автобус, помните, что от вашей оплаты зависит будут ли завтра на городских маршрутах автобусы. Или они как и “Богданы” ООО “Интерресурс”, покинут дороги нашего славного города.
Майя РОМАНОВА.
Фото автора.
Коментарів 1