Тернистый путь правды
Как действовать, если из-за перепада напряжения вышла из строя быттехника?
Можно ли получить компенсацию морального ущерба через суд?
На эти вопросы нам ответил Максим ХОЛОДНЯК, ведущий специалист Стахановского городского управления юстиции:
— Путь защиты своих прав, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения энергопоставщиком условий договора пользования электрической энергией, тернист и долог. Права потребителя на получение электрической энергии согласно государственным стандартам, а также на возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения его прав, закреплены пунктом 41 «Правил пользования электрической энергией для населения», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.99 г. № 1357. В идеале во время увеличения напряжения в сети потребитель должен обратиться к энергопоставщику с письменным заявлением о вызове его представителя для составления и подписания акта-претензии, в котором отмечаются сроки и виды отклонений показателей напряжения. Акт-претензия составляется потребителем и представителем энергопоставщика, скрепляется их подписями и служит подтверждением факта перепада напряжения. Но, как правило, перенапряжение в сети длится довольно короткое время, и составить такой акт объективно не представляется возможным. Поэтому даже при отсутствии подобного акта, потребитель имеет полное право обратиться с письменным заявлением к энергопоставщику, в котором должен указать дату, время, когда произошло перенапряжение, перечислить бытовые приборы, вышедшие из строя вследствие этого.
Далее следует подать заявление предприятию, предоставляющему жилищно-коммунальные услуги с просьбой осуществить обследование состояния электросети помещения потребителя и составить соответствующий акт, а также обратиться в специализированные сервисные центры для проведения ремонта бытовой техники, которая вышла из строя. Обязательно нужно запросить акты технического обследования с указанием причины выхода из строя бытовой техники и квитанций об уплаченной стоимости ремонтных работ. После этого необходимо обратиться к энергопоставщику с письменным требованием о возмещении материальных затрат на ремонт бытовой техники согласно квитанциям об уплате ремонтных работ, или требованием о возмещении стоимости бытовой техники, на которую имеется заключение о невозможности ремонта. Для этого необходимо предоставить копии расчетных документов из магазинов, подтверждающие стоимость техники.
Получить добровольное признание вины со стороны РЭСа и удовлетворение ваших требований возможно лишь теоретически. Поэтому после отказа энергопоставщика в добровольном порядке возместить понесенный ущерб, потребитель должен обратиться в суд за защитой своих прав, как это предусмотрено ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей» (обязательные требования к исковому заявлению содержатся в ст. ст. 119-120 Гражданского процессуального кодекса Украины). При этом без наличия всех вышеупомянутых документов и обращений доказать свою правоту в суде будет довольно сложно. В судебном порядке также можно получить компенсацию полученного морального вреда. От уплаты государственной пошлины потребители в таком случае освобождаются.
Можно ли получить компенсацию морального ущерба через суд?
На эти вопросы нам ответил Максим ХОЛОДНЯК, ведущий специалист Стахановского городского управления юстиции:
— Путь защиты своих прав, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения энергопоставщиком условий договора пользования электрической энергией, тернист и долог. Права потребителя на получение электрической энергии согласно государственным стандартам, а также на возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения его прав, закреплены пунктом 41 «Правил пользования электрической энергией для населения», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.99 г. № 1357. В идеале во время увеличения напряжения в сети потребитель должен обратиться к энергопоставщику с письменным заявлением о вызове его представителя для составления и подписания акта-претензии, в котором отмечаются сроки и виды отклонений показателей напряжения. Акт-претензия составляется потребителем и представителем энергопоставщика, скрепляется их подписями и служит подтверждением факта перепада напряжения. Но, как правило, перенапряжение в сети длится довольно короткое время, и составить такой акт объективно не представляется возможным. Поэтому даже при отсутствии подобного акта, потребитель имеет полное право обратиться с письменным заявлением к энергопоставщику, в котором должен указать дату, время, когда произошло перенапряжение, перечислить бытовые приборы, вышедшие из строя вследствие этого.
Далее следует подать заявление предприятию, предоставляющему жилищно-коммунальные услуги с просьбой осуществить обследование состояния электросети помещения потребителя и составить соответствующий акт, а также обратиться в специализированные сервисные центры для проведения ремонта бытовой техники, которая вышла из строя. Обязательно нужно запросить акты технического обследования с указанием причины выхода из строя бытовой техники и квитанций об уплаченной стоимости ремонтных работ. После этого необходимо обратиться к энергопоставщику с письменным требованием о возмещении материальных затрат на ремонт бытовой техники согласно квитанциям об уплате ремонтных работ, или требованием о возмещении стоимости бытовой техники, на которую имеется заключение о невозможности ремонта. Для этого необходимо предоставить копии расчетных документов из магазинов, подтверждающие стоимость техники.
Получить добровольное признание вины со стороны РЭСа и удовлетворение ваших требований возможно лишь теоретически. Поэтому после отказа энергопоставщика в добровольном порядке возместить понесенный ущерб, потребитель должен обратиться в суд за защитой своих прав, как это предусмотрено ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей» (обязательные требования к исковому заявлению содержатся в ст. ст. 119-120 Гражданского процессуального кодекса Украины). При этом без наличия всех вышеупомянутых документов и обращений доказать свою правоту в суде будет довольно сложно. В судебном порядке также можно получить компенсацию полученного морального вреда. От уплаты государственной пошлины потребители в таком случае освобождаются.