Сергей Морозов: «мы законопослушные граждане, а не саботажники»
«В ситуации, когда оплата коммунальных услуг для многих становится непосильной ношей, для обычного человека выход может быть только один — вспомнить, что он гражданин, жёстко стать на букву закона и на защиту своих конституционных прав и свобод, и ни на шаг от этих принципов не отходить».
С таким призывом к потребителям жилищно-коммунальных услуг обращаются активисты акции «Гражданская коммунальная самооборона», стартовавшей в Луганске осенью 2006 года.
Акция эта такая же неординарная, как и наш собеседник, являющийся одним из ее инициаторов, — Сергей Ильич Морозов.
Сергей Морозов в 90-х руководил строительной фирмой АООТ «ЛуганскМЖКстрой». Он и сейчас предприниматель — владеет частной автостоянкой в Луганске. И параллельно занимается общественной деятельностью.
С политикой он столкнулся в 1993 году, когда баллотировался в Верховную Раду от Артемовского района Луганска. Вступил в Социал-Демократическую партию Украины. А когда социал-демократических партий в нашей стране стало четыре, Сергей Ильич с друзьями организовал общественную организацию, как он говорит, с идеологическим названием «Ассоциация социал-демократических сил Луганщины».
Идея этой организации, по его словам, заключалась в том, что социал-демократия — это не вывеска, за которой скрываются определенного рода структуры, а мировоззрение. И, согласно его мировоззрению, к тому моменту было ясно, что социал-демократию пора спасать от социал-демократических партий.
С того времени он не примыкал более к каким-либо партиям, да и вообще, считает, что в Украине нет еще такой политической структуры, которая могла бы отвечать требованиям демократии, принятым в общеевропейской практике. Да и, к тому же, он уверен, что большинство порядочных людей в Украине находятся вне партий.
«Мы строим демократическое общество. Политические силы, которые руководят этим «строительством», должны демонстрировать образец демократии. А в наших партиях напрочь отсутствует внутрипартийная демократия. Ну как может структура, не имеющая внутрипартийной демократии, строить демократию в стране?», — с этого почти риторического вопроса началась наша беседа с Сергеем Морозовым.
Он с сожалением говорит о том, что у нас мало людей активных, способных и умеющих требовать: «Вы подумайте только: за годы независимости из Украины уехало семь миллионов человек. Семь миллионов! А это, ведь, люди активные, образованные, здоровые, уверенные в себе, которые не боялись сменить место жительства, образ жизни. Они не побоялись утвердиться в новых условиях, и многие из них сделали это.
Если бы эти люди остались бы здесь, они создали бы социальное напряжение, требовали бы от властей нормальных условий для жизни.
Потому что таким активным людям всегда нужно больше, чем остальным. Меня иногда такие мысли посещают… Не знаю, может это от того, что уже старею, но я иногда думаю, что намного легче уехать отсюда «за бугор», чем здесь чего-либо добиться».
Ну, у него-то и здесь неплохо получается своего добиваться. И на стареющего человека он явно не похож. Хотя бы потому, что очень инициативный. Это он инициировал разработку и утверждение устава города Луганска. С его «подачи» заработал и Общественный Совет при Луганской облгосадминистрации, где он некоторое время занимал должность секретаря. О работе Совета я попросил его рассказать в первую очередь.
— Еще в октябре 2004 года Кабмин издал постановление, согласно которому при областных и районных администрациях создавались Общественные Советы, — рассказывает Сергей Ильич. — Александр Ефремов тогда пригласил в Совет восемь человек. Но никакой работы у них не получилось. Потом, когда на должность губернатора назначили Данилова, в обладминистрации долго колебались: создавать или не создавать Совет. Пока они колебались, мы сами создали инициативную группу и, когда уже в мае 2005-го Юлия Тимошенко подтвердила постановление Кабмина, Общественный Совет заработал. В этот Совет — или Коллегию, как позже стали ее называть, — вошли 30 человек. Затем в состав добавили еще по одному человеку из каждого района.
— Скажите, какими полномочиями обладала Общественная Коллегия?
— Полномочий, как таковых, не было. Работа Коллегии открывала дорогу к полноценному диалогу между общественностью и исполнительными органами власти. Ведь в работе областных администраций ранее законодательно не было предусмотрено совершенно никаких контактов с общественностью. А Общественная Коллегия обеспечивала такую возможность. То есть, инициативы, исходящие от общественных организаций, благодаря работе Коллегии, могли быть приняты к исполнению обладмистрацией. В Коллегии были созданы несколько групп по разным направлениям: экология, защита прав граждан, медицина, молодежная политика, экономика. И, кстати, работа Коллегии при Луганской обладминистрации была признана лучшей в Украине.
Ну, а с приходом Антипова, половину состава исключили из Совета. Исключили, естественно, людей, на которых сложно влиять, которым практически невозможно навязать чуждую им точку зрения. Я также, как и некоторые мои коллеги, попал в немилость и был исключен. Затем Совет просто прекратил работу. Только, вот, в последнее время он начал имитировать некую деятельность, но в этой деятельности нет абсолютно никакой реакции ни на повышение тарифов на коммунальные услуги, ни на другие спорные и неоднозначные моменты в работе областной власти.
— Сергей Ильич, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась акция «Гражданская коммунальная самооборона»?
— Резкое повышение тарифов на коммунальные услуги осенью 2006 года стало острой проблемой для реформы ЖКХ, которая выражается в трех факторах, отраженных в Законах Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и «О реформировании ЖКХ в 2004—2010 гг.». Это переход на договорные отношения с населением, создание конкурентной среды для повышения качества услуг и механизм контроля за работой коммунальных служб. На этих «трех китах» и зиждется вся реформа.
А когда тарифы поднялись, реализация положений реформы ЖКХ резко притормозилась. И тогда ряд общественных организаций организовали координационный совет акции «Гражданская коммунальная самооброна» для того, чтобы вернуть ход реформы ЖКХ в нужное русло.
— Вы говорите «ряд общественных организаций». А что это за организации? Можете назвать их?
— Среди наиболее активных могу отметить Общественный комитет по защите конституционных прав и свобод граждан, возглавляемый Михаилом Кузьмичем Козыревым; общественная организация «Чайка», имеющая филиалы во многих городах и районах области; профсоюз шахты имени Баракова; Ассоциация содействия развитию местного самоуправления (руководитель — Татьяна Кириллова); Гражданский контроль.
— Активисты акции «Гражданская коммунальная самооборона» призывают население не оплачивать коммунальные услуги по тарифам, повышенным с 2006 года. И, тем не менее, вы позиционируете эту акцию, как акцию гражданского повиновения, гражданского послушания. Как это понимать?
— Все очень просто. Мы всего лишь настаиваем на том, чтобы власти исполняли требования Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», о которых я говорил выше. Например, этим законом предусмотрены договорные отношения между населением и коммунальщиками. Но договор на оказание услуг предусматривает взаимную ответственность. Предположим, мою квартиру в разгар зимы прекратили отапливать по вине «Теплокоммунэнерго». Но я же не стану жить в холоде: включаю электорообогреватели и отапливаю таким образом свое жилье. Но электроэнергия стоит дороже, чем услуги теплообеспечения. В таком случае должно мне «Теплокоммунэнерго» компенсировать дополнительные затраты? Должно. Вот такой пункт о компенсации и должен быть отражен в договоре. Потребитель имеет право предлагать свои коррективы к договору, иначе, какой смысл вообще в договорных отношениях?
Поэтому ничего, кроме исполнения закона, мы от власти не требуем. Мы законопослушные граждане, а не саботажники.
Кроме того, мы стараемся придерживаться не только протестного принципа. Мы же предлагаем и конструктивные решения проблем ЖКХ. Я вообще считаю, что успех заключается не только в саботаже незаконных решений, но и в предложении альтернативных вариантов разрешения проблемных вопросов. От нас достаточно много конструктивных предложений поступает в адрес местных властей.
К акции сейчас присоединяются люди, профессионально разбирающиеся в вопросах ЖКХ, имеющие как специалисты более высокую квалификацию, чем многие работники коммунальных предприятий. Присоединяются к нам и пенсионеры МВД, имеющие высшее юридическое образование. Сама же акция признана на всеукраинском уровне. Нашим опытом воспользовались общественные организации в Херсоне и Донецке, и там тоже стартовали подобные акции.
В скором времени мы планируем учредить Общественный Совет при комитете Верховной Рады по вопросам строительства и реформирования ЖКХ.
Ведь посмотрите: если в 2008-м снова поднимут тарифы, — а это вполне вероятно, потому что снова подскочили цены на энергоносители, — то ни одна семья со средним достатком не сможет тянуть это бремя. Люди просто перестанут платить еще более массово, чем сейчас. Это приведет к полному развалу сферы ЖКХ, и, в конечном итоге, к развалу экономики Украины.
Выход из этой ситуации только один — нужно, чтобы заработали существующие законы, дающие возможность провести полноценную реформу ЖКХ.
— На какие средства вы осуществляете эту деятельность?
— С октября по март 2006-го мы работали за свои средства. Но в марте мы получили грантовую поддержку для содержания общественной приемной и обслуживания «горячей» телефонной линии.
— К вам много людей обращается за помощью?
— Много. В среднем, поступает около ста звонков в месяц. В основном, мы консультируем людей в телефонном режиме, и где-то 30—40 человек в течение месяца получают правовую помощь, так сказать, при очных встречах.
— В какой именно помощи люди нуждаются более всего?
— Как правило, большинство вопросов — общего характера. Многие звонки начинаются словами в таком духе: вот, мол, мы обратились в ЖЭК по такому-то поводу, а нас там «послали». Мы объясняем, что обращаться с просьбами и требованиями необходимо не устно, а письменно. Объясняем, какими нормами законов нужно аргументировать заявления и обращения, как их регистрировать и т. п.
— Я слышал, что вы добились даже возбуждения уголовных дел в отношении работников коммунальных служб.
— Обратились к нам люди, которых вызвали на админкомиссию Артемовского райисполкома города Луганска. Их пытались обязать уплатить административный штраф за задолженность по «квартплате». Во-первых, сейчас такого понятия как «квартплата» не существует. То есть к ним пытались применить штрафные санкции, основываясь на советское законодательство. Во-вторых, задолженность жителей, обратившихся к нам, была зафиксирована в неком протоколе, который, якобы, был ими подписан. При этом они никакого протокола в глаза не видели. Мы обращались по этому поводу в городскую, а затем и в областную прокуратуру. Прокуратура «отписала» нам в том духе, что, мол, штраф уместен, но, тем не менее, в отношении четырех мастеров ЖЭКа были возбуждены уголовные дела.
И в результате, на мою стоянку обрушилась волна проверок: налоговая, пожарная охрана, санстанция и т.п. Я научил некоторых товарищей правильно читать законы, а теперь они меня «учат» как умеют.
— Вы, занимаясь общественной деятельностью, проделываете огромную, по объемам, работу. Что вас побуждает к этому?
— Почему, вообще, человек занимается общественной работой? В определенной степени — для самореализации и самоутверждения. Встречаются еще люди с обостренным чувством справедливости. Такое чувство либо от рождения у них имеется, либо же какое-то событие в жизни человека порождает в нем такое чувство. В свое время я руководил строительной фирмой, которая имела все предпосылки к тому, чтобы занять лидирующие позиции на областном рынке.
Однажды на меня надели наручники, взяли под стражу на трое суток, а затем предъявили мне надуманные обвинения в преступлении, к которому ни я, ни моя фирма не имели никакого отношения. Мне понадобилось два года, чтобы в суде доказать безосновательность всех обвинений в мой адрес. Но к тому моменту, как это было доказано, мою фирму полностью разорили. Ну и после этого случая я стал более активно заниматься общественной работой. Вот это, собственно и послужило побудительным мотивом.
Александр ТИТАРЕНКО,
С таким призывом к потребителям жилищно-коммунальных услуг обращаются активисты акции «Гражданская коммунальная самооборона», стартовавшей в Луганске осенью 2006 года.
Акция эта такая же неординарная, как и наш собеседник, являющийся одним из ее инициаторов, — Сергей Ильич Морозов.
Сергей Морозов в 90-х руководил строительной фирмой АООТ «ЛуганскМЖКстрой». Он и сейчас предприниматель — владеет частной автостоянкой в Луганске. И параллельно занимается общественной деятельностью.
С политикой он столкнулся в 1993 году, когда баллотировался в Верховную Раду от Артемовского района Луганска. Вступил в Социал-Демократическую партию Украины. А когда социал-демократических партий в нашей стране стало четыре, Сергей Ильич с друзьями организовал общественную организацию, как он говорит, с идеологическим названием «Ассоциация социал-демократических сил Луганщины».
Идея этой организации, по его словам, заключалась в том, что социал-демократия — это не вывеска, за которой скрываются определенного рода структуры, а мировоззрение. И, согласно его мировоззрению, к тому моменту было ясно, что социал-демократию пора спасать от социал-демократических партий.
С того времени он не примыкал более к каким-либо партиям, да и вообще, считает, что в Украине нет еще такой политической структуры, которая могла бы отвечать требованиям демократии, принятым в общеевропейской практике. Да и, к тому же, он уверен, что большинство порядочных людей в Украине находятся вне партий.
«Мы строим демократическое общество. Политические силы, которые руководят этим «строительством», должны демонстрировать образец демократии. А в наших партиях напрочь отсутствует внутрипартийная демократия. Ну как может структура, не имеющая внутрипартийной демократии, строить демократию в стране?», — с этого почти риторического вопроса началась наша беседа с Сергеем Морозовым.
Он с сожалением говорит о том, что у нас мало людей активных, способных и умеющих требовать: «Вы подумайте только: за годы независимости из Украины уехало семь миллионов человек. Семь миллионов! А это, ведь, люди активные, образованные, здоровые, уверенные в себе, которые не боялись сменить место жительства, образ жизни. Они не побоялись утвердиться в новых условиях, и многие из них сделали это.
Если бы эти люди остались бы здесь, они создали бы социальное напряжение, требовали бы от властей нормальных условий для жизни.
Потому что таким активным людям всегда нужно больше, чем остальным. Меня иногда такие мысли посещают… Не знаю, может это от того, что уже старею, но я иногда думаю, что намного легче уехать отсюда «за бугор», чем здесь чего-либо добиться».
Ну, у него-то и здесь неплохо получается своего добиваться. И на стареющего человека он явно не похож. Хотя бы потому, что очень инициативный. Это он инициировал разработку и утверждение устава города Луганска. С его «подачи» заработал и Общественный Совет при Луганской облгосадминистрации, где он некоторое время занимал должность секретаря. О работе Совета я попросил его рассказать в первую очередь.
— Еще в октябре 2004 года Кабмин издал постановление, согласно которому при областных и районных администрациях создавались Общественные Советы, — рассказывает Сергей Ильич. — Александр Ефремов тогда пригласил в Совет восемь человек. Но никакой работы у них не получилось. Потом, когда на должность губернатора назначили Данилова, в обладминистрации долго колебались: создавать или не создавать Совет. Пока они колебались, мы сами создали инициативную группу и, когда уже в мае 2005-го Юлия Тимошенко подтвердила постановление Кабмина, Общественный Совет заработал. В этот Совет — или Коллегию, как позже стали ее называть, — вошли 30 человек. Затем в состав добавили еще по одному человеку из каждого района.
— Скажите, какими полномочиями обладала Общественная Коллегия?
— Полномочий, как таковых, не было. Работа Коллегии открывала дорогу к полноценному диалогу между общественностью и исполнительными органами власти. Ведь в работе областных администраций ранее законодательно не было предусмотрено совершенно никаких контактов с общественностью. А Общественная Коллегия обеспечивала такую возможность. То есть, инициативы, исходящие от общественных организаций, благодаря работе Коллегии, могли быть приняты к исполнению обладмистрацией. В Коллегии были созданы несколько групп по разным направлениям: экология, защита прав граждан, медицина, молодежная политика, экономика. И, кстати, работа Коллегии при Луганской обладминистрации была признана лучшей в Украине.
Ну, а с приходом Антипова, половину состава исключили из Совета. Исключили, естественно, людей, на которых сложно влиять, которым практически невозможно навязать чуждую им точку зрения. Я также, как и некоторые мои коллеги, попал в немилость и был исключен. Затем Совет просто прекратил работу. Только, вот, в последнее время он начал имитировать некую деятельность, но в этой деятельности нет абсолютно никакой реакции ни на повышение тарифов на коммунальные услуги, ни на другие спорные и неоднозначные моменты в работе областной власти.
— Сергей Ильич, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась акция «Гражданская коммунальная самооборона»?
— Резкое повышение тарифов на коммунальные услуги осенью 2006 года стало острой проблемой для реформы ЖКХ, которая выражается в трех факторах, отраженных в Законах Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и «О реформировании ЖКХ в 2004—2010 гг.». Это переход на договорные отношения с населением, создание конкурентной среды для повышения качества услуг и механизм контроля за работой коммунальных служб. На этих «трех китах» и зиждется вся реформа.
А когда тарифы поднялись, реализация положений реформы ЖКХ резко притормозилась. И тогда ряд общественных организаций организовали координационный совет акции «Гражданская коммунальная самооброна» для того, чтобы вернуть ход реформы ЖКХ в нужное русло.
— Вы говорите «ряд общественных организаций». А что это за организации? Можете назвать их?
— Среди наиболее активных могу отметить Общественный комитет по защите конституционных прав и свобод граждан, возглавляемый Михаилом Кузьмичем Козыревым; общественная организация «Чайка», имеющая филиалы во многих городах и районах области; профсоюз шахты имени Баракова; Ассоциация содействия развитию местного самоуправления (руководитель — Татьяна Кириллова); Гражданский контроль.
— Активисты акции «Гражданская коммунальная самооборона» призывают население не оплачивать коммунальные услуги по тарифам, повышенным с 2006 года. И, тем не менее, вы позиционируете эту акцию, как акцию гражданского повиновения, гражданского послушания. Как это понимать?
— Все очень просто. Мы всего лишь настаиваем на том, чтобы власти исполняли требования Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», о которых я говорил выше. Например, этим законом предусмотрены договорные отношения между населением и коммунальщиками. Но договор на оказание услуг предусматривает взаимную ответственность. Предположим, мою квартиру в разгар зимы прекратили отапливать по вине «Теплокоммунэнерго». Но я же не стану жить в холоде: включаю электорообогреватели и отапливаю таким образом свое жилье. Но электроэнергия стоит дороже, чем услуги теплообеспечения. В таком случае должно мне «Теплокоммунэнерго» компенсировать дополнительные затраты? Должно. Вот такой пункт о компенсации и должен быть отражен в договоре. Потребитель имеет право предлагать свои коррективы к договору, иначе, какой смысл вообще в договорных отношениях?
Поэтому ничего, кроме исполнения закона, мы от власти не требуем. Мы законопослушные граждане, а не саботажники.
Кроме того, мы стараемся придерживаться не только протестного принципа. Мы же предлагаем и конструктивные решения проблем ЖКХ. Я вообще считаю, что успех заключается не только в саботаже незаконных решений, но и в предложении альтернативных вариантов разрешения проблемных вопросов. От нас достаточно много конструктивных предложений поступает в адрес местных властей.
К акции сейчас присоединяются люди, профессионально разбирающиеся в вопросах ЖКХ, имеющие как специалисты более высокую квалификацию, чем многие работники коммунальных предприятий. Присоединяются к нам и пенсионеры МВД, имеющие высшее юридическое образование. Сама же акция признана на всеукраинском уровне. Нашим опытом воспользовались общественные организации в Херсоне и Донецке, и там тоже стартовали подобные акции.
В скором времени мы планируем учредить Общественный Совет при комитете Верховной Рады по вопросам строительства и реформирования ЖКХ.
Ведь посмотрите: если в 2008-м снова поднимут тарифы, — а это вполне вероятно, потому что снова подскочили цены на энергоносители, — то ни одна семья со средним достатком не сможет тянуть это бремя. Люди просто перестанут платить еще более массово, чем сейчас. Это приведет к полному развалу сферы ЖКХ, и, в конечном итоге, к развалу экономики Украины.
Выход из этой ситуации только один — нужно, чтобы заработали существующие законы, дающие возможность провести полноценную реформу ЖКХ.
— На какие средства вы осуществляете эту деятельность?
— С октября по март 2006-го мы работали за свои средства. Но в марте мы получили грантовую поддержку для содержания общественной приемной и обслуживания «горячей» телефонной линии.
— К вам много людей обращается за помощью?
— Много. В среднем, поступает около ста звонков в месяц. В основном, мы консультируем людей в телефонном режиме, и где-то 30—40 человек в течение месяца получают правовую помощь, так сказать, при очных встречах.
— В какой именно помощи люди нуждаются более всего?
— Как правило, большинство вопросов — общего характера. Многие звонки начинаются словами в таком духе: вот, мол, мы обратились в ЖЭК по такому-то поводу, а нас там «послали». Мы объясняем, что обращаться с просьбами и требованиями необходимо не устно, а письменно. Объясняем, какими нормами законов нужно аргументировать заявления и обращения, как их регистрировать и т. п.
— Я слышал, что вы добились даже возбуждения уголовных дел в отношении работников коммунальных служб.
— Обратились к нам люди, которых вызвали на админкомиссию Артемовского райисполкома города Луганска. Их пытались обязать уплатить административный штраф за задолженность по «квартплате». Во-первых, сейчас такого понятия как «квартплата» не существует. То есть к ним пытались применить штрафные санкции, основываясь на советское законодательство. Во-вторых, задолженность жителей, обратившихся к нам, была зафиксирована в неком протоколе, который, якобы, был ими подписан. При этом они никакого протокола в глаза не видели. Мы обращались по этому поводу в городскую, а затем и в областную прокуратуру. Прокуратура «отписала» нам в том духе, что, мол, штраф уместен, но, тем не менее, в отношении четырех мастеров ЖЭКа были возбуждены уголовные дела.
И в результате, на мою стоянку обрушилась волна проверок: налоговая, пожарная охрана, санстанция и т.п. Я научил некоторых товарищей правильно читать законы, а теперь они меня «учат» как умеют.
— Вы, занимаясь общественной деятельностью, проделываете огромную, по объемам, работу. Что вас побуждает к этому?
— Почему, вообще, человек занимается общественной работой? В определенной степени — для самореализации и самоутверждения. Встречаются еще люди с обостренным чувством справедливости. Такое чувство либо от рождения у них имеется, либо же какое-то событие в жизни человека порождает в нем такое чувство. В свое время я руководил строительной фирмой, которая имела все предпосылки к тому, чтобы занять лидирующие позиции на областном рынке.
Однажды на меня надели наручники, взяли под стражу на трое суток, а затем предъявили мне надуманные обвинения в преступлении, к которому ни я, ни моя фирма не имели никакого отношения. Мне понадобилось два года, чтобы в суде доказать безосновательность всех обвинений в мой адрес. Но к тому моменту, как это было доказано, мою фирму полностью разорили. Ну и после этого случая я стал более активно заниматься общественной работой. Вот это, собственно и послужило побудительным мотивом.
Александр ТИТАРЕНКО,
Коментарів 1