Городская программа ПМСП
Так, на сорок первой сессии Стахановского городского совета была принята программа развития первичной медико-санитарной помощи на началах общей практики – семейной медицины на 2008 – 2011 года.
Любопытный читатель найдет в ней много полезной информации о состоянии медицины в нашем городе. Мы же, проведя небольшой анализ, и получив консультацию у специалистов, не смогли найти ответа на целый ряд вопросов.
1. Для переобучения педиатра или терапевта в семейного доктора потребуется от 1 до 3 лет.
За чей счет будет проходить переобучение?
2. Предполагается, что семейный доктор будет обслуживать 1500 человек. В настоящее время:
- терапевтическая ставка – 1000 человек,
- педиатрическая ставка – 800.
Будет ли заинтересован врач менять свой профиль, при условии сохранения зарплаты и увеличения нагрузки?
3. По состоянию на 01.03.2008 года в городе создано 3 участка, где работают 3 врача и 4 младших медработника. Общая численность населения, которое обслуживается семейными врачами, составляет 4500 человек, что в 3 раза больше чем в предыдущем году.
На базе каких медицинских учреждений работают эти врачи? Вопрос интересный, потому как медики, к которым мы обращались с этим вопросом, о таких не слышали.
Для справки:По данным медицинской статистики в настоящее время среди первоклашек только около 10% здоровых детей. В выпускных классах их нет совсем.
В настоящее время укомплектованность детских больницы и поликлиники врачами составляет около 70%.
I. Обоснование необходимости принятия Программы
Первичная медико-санитарная помощь (далее ПМСП) является фундаментом системы предоставления медпомощи, поскольку способна осуществлять наибольший взнос в формирование общественного здоровья, нести наибольшую ответственность за его потери.
В системе общей медпомощи ПМСП наибольшей мерой определяет рациональное и эффективное использования ресурсов здравоохранения, а значит и отношение населения к его медицинскому обеспечению.
Мировой опыт, обобщенный в документах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), свидетельствует, что для стран, которые расстраивают национальные системы здравоохранения в условиях дефицита материальных и кадровых ресурсов, одним из главных приоритетов должен быть развитие ПМСП и, прежде всего, на принципах семейной медицины.
Однако, на сегодняшний день система медпомощи является нечетко структурированной.
ПМСП функционально, структурно и экономически объединена с вторичной и даже третичной медпомощью.
Вследствие этого количество врачей общей практики составляет лишь приблизительно 0,9% от всех врачей. Чрезмерная территориальная централизация первичной медпомощи и недостаточное количество врачебных и сестринских кадров предопределяет низкую доступность ПМСП.
Это заостряет существующий дисбаланс между объемами государственных гарантий в области здравоохранения и имеющимися ресурсами.
Здравоохранение населения города - это сложный организационный и социально-экономический комплекс, который включает расширенную сеть лечебно-профилактических учреждений.
Население города на 01.01.2008 реку составляет 96,9 тыс. жителей (детей – около 18000 – ред.).
В текущем году численность населения сократилась на 1,3 тыс. лиц.
Сравнительно с прошлым годом общая рождаемость увеличилась с 8,6 до 9,4%, общая смертность увеличилась с 20,5 до 22,2 умерших на 1000 жителей.
В 2007 году в городе умерло 13 детей возрастом до 1 года. Коэффициент смертности уменьшился с 25,7 в 2006 году до 14,6 на 1000 родившихся.
Уровень общей заболеваемости в городе составил в 2007 году 155050,0 на 100 тысяч населения (в 2006 году - 150490,0).
В текущем году признано инвалидами 346 лиц трудоспособного возраста. Показатель первичной инвалидности среди населения трудоспособного возраста составляет 67,83 на 10 тысяч населения, которое на 11,0% меньше чем за аналогичный период в прошлом году.
В структуре первичной инвалидности ведущие места занимают:
1 место - новообразование 18,7%;
2 место - болезни системы кровообращения 15,3%;
3 место - болезни нервной системы 12,2%.
Удельный вес признанных инвалидами первой группы составила 9,2% (2006 год - 10,2%), второй - 47,8% (2006 год - 47,5%) и третьей группы - 57,0% (2006 год-42,3%).
По этому поводу для снижения уровня заболеваемости и инвалидности населения в городе с 2007 года проводится реформирование области здравоохранения на принципах общей практики - семейной медицины.
По состоянию на 01.03.2008 года в городе создано 3 участка, где работают 3 врача и 4 младших медработника.
Общая численность населения, которое обслуживается семейными врачами, составляет 4500 человек, что в 3 раза больше чем в предыдущем году.
На одного врача общей практики в среднем приходится 1500 человек, семейную медсестру - 1125.
За семейными врачами закреплено 189 кроватей дневного стационара.
В течение первого квартала в этом году к семейным врачам обращались 4039 раз (1346 на одного врача).
В настоящее время уровень оборудования материально-технической базы учреждений ПМСП является недостаточным.
Причинами недостаточного развития системы предоставления ПМСП в городе на сегодняшний день являются:
- отсутствие надлежащего кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи на разных уровнях;
- неэффективность системы финансирования и оплаты труда с учетом объемов и качества работы с использованием программно-целевого метода;
- недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений первичной медико-санитарной помощи;
- недостаточная осведомленность населения относительно получения доступной и качественной ПМСП по месту проживания.
Таким образом, основной проблемой, на решение которой направлена городская программа развития первичной медико-санитарной помощи на принципах общей практики - семейной медицины на 2008-2011 года (далее - Программа) является отсутствие целостной системы обеспечения населения доступными и качественными услугами первичной медико-санитарной помощи.
II. Цель и задачи Программы
Целью принятия данной Программы является улучшение состояния здоровья населения города, уменьшение заболеваемости, инвалидизации и смертности путем формирования и эффективного функционирования системы предоставления доступных и качественных услуг ПМСП с приоритетным внедрением общей практики - семейной медицины. Программа содержит систему задач и мероприятий, выполнение которых даст возможность улучшить состояние здоровья населения. На протяжении 2008-2011 лет планируется осуществить такие задачи и мероприятия:
- сформировать организационно-структурные и материально-технические основы функционирования городской модели первичной медико-санитарной помощи на началах семейной медицины;
- обеспечить службу первичной медико-санитарной помощи кадровыми ресурсами и организационно-методической поддержкой;
- обеспечить координацию деятельности и реформирование первичной медико-санитарной помощи.
Таким образом, внедрение Программы будет оказывать содействие улучшению состояния здоровья населения благодаря эффективному функционированию первичной санитарной помощи на началах общей семейной медицины.
ПМСД будет характеризоваться:
- высокой доступностью для всего населения независимо от уровня доходов;
- социального положения и местожительства;
- экономической эффективностью;
- высоким качеством;
- поддержкой населения, положительной оценкой со стороны потребителей.
Повышение доступности и качества ПМСП обусловит увеличение эффективности использования ресурсов на всех уровнях медпомощи, уменьшение дисбаланса между объемами государственных гарантий в области здравоохранения и имеющимися ресурсами.
III. Финансирование Программы
Реализация Программы осуществляется в пределах ассигнований местного бюджета, которые выделяются на здравоохранение, внебюджетных поступлений, за счет других источников, не запрещенных законодательством.
IV. Ожидаемые результаты выполнения Программы
После выполнения Программы ожидаются следующие результаты:
- расширение сети амбулаторий и участков семейного врача, территориально приближенных к населению;
- повышение качества предоставления и приближение первичной медико-санитарной помощи населению;
- улучшение оснащения учреждений, подразделов общей практики - семейной медицины твердым и мягким инвентарем, транспортными средствами, компьютерной техникой, обеспечение жильем медицинских работников, подготовленных по программе «Общая практика - семейная медицина».
Любопытный читатель найдет в ней много полезной информации о состоянии медицины в нашем городе. Мы же, проведя небольшой анализ, и получив консультацию у специалистов, не смогли найти ответа на целый ряд вопросов.
1. Для переобучения педиатра или терапевта в семейного доктора потребуется от 1 до 3 лет.
За чей счет будет проходить переобучение?
2. Предполагается, что семейный доктор будет обслуживать 1500 человек. В настоящее время:
- терапевтическая ставка – 1000 человек,
- педиатрическая ставка – 800.
Будет ли заинтересован врач менять свой профиль, при условии сохранения зарплаты и увеличения нагрузки?
3. По состоянию на 01.03.2008 года в городе создано 3 участка, где работают 3 врача и 4 младших медработника. Общая численность населения, которое обслуживается семейными врачами, составляет 4500 человек, что в 3 раза больше чем в предыдущем году.
На базе каких медицинских учреждений работают эти врачи? Вопрос интересный, потому как медики, к которым мы обращались с этим вопросом, о таких не слышали.
Для справки:По данным медицинской статистики в настоящее время среди первоклашек только около 10% здоровых детей. В выпускных классах их нет совсем.
В настоящее время укомплектованность детских больницы и поликлиники врачами составляет около 70%.
Городская программа развития первичной медико-санитарной помощи на началах общей практики – семейной медицины на 2008 – 2011 года
I. Обоснование необходимости принятия Программы
Первичная медико-санитарная помощь (далее ПМСП) является фундаментом системы предоставления медпомощи, поскольку способна осуществлять наибольший взнос в формирование общественного здоровья, нести наибольшую ответственность за его потери.
В системе общей медпомощи ПМСП наибольшей мерой определяет рациональное и эффективное использования ресурсов здравоохранения, а значит и отношение населения к его медицинскому обеспечению.
Мировой опыт, обобщенный в документах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), свидетельствует, что для стран, которые расстраивают национальные системы здравоохранения в условиях дефицита материальных и кадровых ресурсов, одним из главных приоритетов должен быть развитие ПМСП и, прежде всего, на принципах семейной медицины.
Однако, на сегодняшний день система медпомощи является нечетко структурированной.
ПМСП функционально, структурно и экономически объединена с вторичной и даже третичной медпомощью.
Вследствие этого количество врачей общей практики составляет лишь приблизительно 0,9% от всех врачей. Чрезмерная территориальная централизация первичной медпомощи и недостаточное количество врачебных и сестринских кадров предопределяет низкую доступность ПМСП.
Это заостряет существующий дисбаланс между объемами государственных гарантий в области здравоохранения и имеющимися ресурсами.
Здравоохранение населения города - это сложный организационный и социально-экономический комплекс, который включает расширенную сеть лечебно-профилактических учреждений.
Население города на 01.01.2008 реку составляет 96,9 тыс. жителей (детей – около 18000 – ред.).
В текущем году численность населения сократилась на 1,3 тыс. лиц.
Сравнительно с прошлым годом общая рождаемость увеличилась с 8,6 до 9,4%, общая смертность увеличилась с 20,5 до 22,2 умерших на 1000 жителей.
В 2007 году в городе умерло 13 детей возрастом до 1 года. Коэффициент смертности уменьшился с 25,7 в 2006 году до 14,6 на 1000 родившихся.
Уровень общей заболеваемости в городе составил в 2007 году 155050,0 на 100 тысяч населения (в 2006 году - 150490,0).
В текущем году признано инвалидами 346 лиц трудоспособного возраста. Показатель первичной инвалидности среди населения трудоспособного возраста составляет 67,83 на 10 тысяч населения, которое на 11,0% меньше чем за аналогичный период в прошлом году.
В структуре первичной инвалидности ведущие места занимают:
1 место - новообразование 18,7%;
2 место - болезни системы кровообращения 15,3%;
3 место - болезни нервной системы 12,2%.
Удельный вес признанных инвалидами первой группы составила 9,2% (2006 год - 10,2%), второй - 47,8% (2006 год - 47,5%) и третьей группы - 57,0% (2006 год-42,3%).
По этому поводу для снижения уровня заболеваемости и инвалидности населения в городе с 2007 года проводится реформирование области здравоохранения на принципах общей практики - семейной медицины.
По состоянию на 01.03.2008 года в городе создано 3 участка, где работают 3 врача и 4 младших медработника.
Общая численность населения, которое обслуживается семейными врачами, составляет 4500 человек, что в 3 раза больше чем в предыдущем году.
На одного врача общей практики в среднем приходится 1500 человек, семейную медсестру - 1125.
За семейными врачами закреплено 189 кроватей дневного стационара.
В течение первого квартала в этом году к семейным врачам обращались 4039 раз (1346 на одного врача).
В настоящее время уровень оборудования материально-технической базы учреждений ПМСП является недостаточным.
Причинами недостаточного развития системы предоставления ПМСП в городе на сегодняшний день являются:
- отсутствие надлежащего кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи на разных уровнях;
- неэффективность системы финансирования и оплаты труда с учетом объемов и качества работы с использованием программно-целевого метода;
- недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений первичной медико-санитарной помощи;
- недостаточная осведомленность населения относительно получения доступной и качественной ПМСП по месту проживания.
Таким образом, основной проблемой, на решение которой направлена городская программа развития первичной медико-санитарной помощи на принципах общей практики - семейной медицины на 2008-2011 года (далее - Программа) является отсутствие целостной системы обеспечения населения доступными и качественными услугами первичной медико-санитарной помощи.
II. Цель и задачи Программы
Целью принятия данной Программы является улучшение состояния здоровья населения города, уменьшение заболеваемости, инвалидизации и смертности путем формирования и эффективного функционирования системы предоставления доступных и качественных услуг ПМСП с приоритетным внедрением общей практики - семейной медицины. Программа содержит систему задач и мероприятий, выполнение которых даст возможность улучшить состояние здоровья населения. На протяжении 2008-2011 лет планируется осуществить такие задачи и мероприятия:
- сформировать организационно-структурные и материально-технические основы функционирования городской модели первичной медико-санитарной помощи на началах семейной медицины;
- обеспечить службу первичной медико-санитарной помощи кадровыми ресурсами и организационно-методической поддержкой;
- обеспечить координацию деятельности и реформирование первичной медико-санитарной помощи.
Таким образом, внедрение Программы будет оказывать содействие улучшению состояния здоровья населения благодаря эффективному функционированию первичной санитарной помощи на началах общей семейной медицины.
ПМСД будет характеризоваться:
- высокой доступностью для всего населения независимо от уровня доходов;
- социального положения и местожительства;
- экономической эффективностью;
- высоким качеством;
- поддержкой населения, положительной оценкой со стороны потребителей.
Повышение доступности и качества ПМСП обусловит увеличение эффективности использования ресурсов на всех уровнях медпомощи, уменьшение дисбаланса между объемами государственных гарантий в области здравоохранения и имеющимися ресурсами.
III. Финансирование Программы
Реализация Программы осуществляется в пределах ассигнований местного бюджета, которые выделяются на здравоохранение, внебюджетных поступлений, за счет других источников, не запрещенных законодательством.
IV. Ожидаемые результаты выполнения Программы
После выполнения Программы ожидаются следующие результаты:
- расширение сети амбулаторий и участков семейного врача, территориально приближенных к населению;
- повышение качества предоставления и приближение первичной медико-санитарной помощи населению;
- улучшение оснащения учреждений, подразделов общей практики - семейной медицины твердым и мягким инвентарем, транспортными средствами, компьютерной техникой, обеспечение жильем медицинских работников, подготовленных по программе «Общая практика - семейная медицина».