Имеет ли РЭС право требовать от предпринимателей предоплату за электроэнергию?
В редакцию обратился частный предприниматель К. с жалобой: «На каком основании РЭС требует предоплату электроэнергии за 2 месяца? Считаю это нарушением Конституции Украины и антимонопольного законодательства. Я же не требую у своих клиентов приобрести мои товары и услуги на 2 месяца вперед для того, чтобы эти деньги заплатить РЭС в качестве предоплаты. Я не обязан обеспечивать выживаемость ООО «ЛЭО» в условиях кризиса и платить за не оказанные услуги. Правомочны ли требования РЭС?»
На вопрос, заданный предпринимателем, мы попросили ответить начальника Стахановского РЭС ООО «ЛЭО» И. Л. Шалютина:
— В «Правилах пользования электрической энергией» предусмотрены авансовые платежи за электроэнергию, пункт 6.6 Правил гласит: «Оплата электрической энергии, которая отпускается потребителю, осуществляется потребителем, как правило, в форме предварительной оплаты в размере стоимости заявленного объема потребления электроэнергии на соответствующий расчетный или плановый период». Ранее, в текущем месяце оплачивалась электроэнергия, потребленная в прошлом месяце. Платили, кому когда вздумается, образовывалась задолженность. Предоплата гарантирует отсутствие задолженности за потребленную электроэнергию.
Также нас проконсультировал Михаил Сергеевич Новиков, ведущий специалист Стахановского городского управления юстиции Луганской области:
— Отношения по поставке электро-энергии в первую очередь регулируются гражданско-правовым договором о поставке электрической энергии, проект которого предоставляется поставщиком электроэнергии. Соответствие данного договора нормам действующего законодательства мы не будем ставить под сомнение, поэтому при рассмотрении действий ООО «ЛЭО» будем отталкиваться, прежде всего, от этого договора. Договором о поставке электрической энергии предусмотрен следующий порядок расчетов за использованную электрическую энергию. Потребитель не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным, снимает показания электросчетчика и передаёт их поставщику (ООО «ЛЭО» в нашем случае), после чего поставщик выписывает счёт на оплату полученной электроэнергии. В соответствии с Порядком расчётов, который является дополнением к договору, потребитель должен в течение 5 дней, начиная со следующего дня после получения счета, оплатить данный счет.
Практика ООО «ЛЭО» относительно Предупреждения об ограничении поставок электроэнергии, где выставляется задолженность за электроэнергию, которая будет потреблена в будущем, не соответствует условиям договора. И ограничение поставок электроэнергии, либо их полное прекращение, в связи с неоплатой данной суммы противоречит не только договору, но и действующему законодательству.
Мнение редакции.
ООО «ЛЭО» вместе со всей страной переживает трудное кризисное время. В интервью корпоративному изданию генеральный директор ООО «ЛЭО» Виталий Цадо сказал: «Наша компания одна из первых ощущает изменения в металлургии, машиностроении и т. д. Ведь на эти важные отрасли приходится шестьдесят процентов потребления электроэнергии. Поэтому перемены несут за собой снижение электропотребления и платежной дисциплины».
На пресс-конференции заместитель генерального директора ООО «ЛЭО» Михаил Прочан отметил, что сложилась «критическая ситуация, связанная с расчетами за купленную у ГП «Энергорынок» электроэнергию. Требования оптового поставщика ужесточились. Представители госпредприятия, несмотря на сложную обстановку, требуют стопроцентную оплату купленной на рынке энергии, чтобы не сорвать оплату генерирующих предприятий за потреблённый газ». Промышленные предприятия стали покупать меньше электроэнергии, предприятия теплообеспечения задолжали энергетикам. Чтобы остаться «на плаву» и вовремя рассчитываться с ГП «Энергорынок» ООО «ЛЭО» решило пополнять свои «сусеки» за счет взимания с предпринимателей предоплаты за электроэнергию. Следующим, закономерным шагом будет ужесточение контроля над потребительской дисциплиной населения — своевременностью оплаты, отсутствием хищений электроэнергии.
Подготовила Ирина БРАЖКО
Коментарів 5