Новый Бюджетный кодекс Украины – влияние на бухгалтерский учет и отчетность
В последние годы очень часто меняются или вносятся изменения в действующие законодательные и нормативные документы. Руководители предприятий и работники бухгалтерских и экономических служб бюджетных учреждений часто из-за большого объема работы не успевают досконально ознакомиться с новшествами и нововведениями.
Поэтому, для избежания правонарушений, которые могут привести к применениям финансовых санкций, административных штрафов и т.п., мне хотелось бы предоставить информацию о том, как изменились некоторые, ранее действующие нормы Бюджетного кодекса Украины.
После вступления в силу нового Бюджетного кодекса Украины (далее - БК), законодателем правил ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений, как и ранее, определено Государственное казначейство Украины. Но статьей 56 БК предусмотрена новая норма ведения такого учета в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета.
Сегодня принято Положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Представление финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 №1541 (далее по тексту – П(С)БУ 101). Согласно п.2 указанного документа, его нормы применяются бюджетными учреждениями и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.
Кроме того, этой же статьей БК предусмотрено, что вопросы, связанные с назначением и увольнением главного бухгалтера бюджетного учреждения, типовые профессионально-квалификационные характеристики для этой должности будут регламентироваться решениями Кабинета Министров.
Хочу заметить, что такие положения соответствуют п.1 мероприятий, предусмотренных Стратегией модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007-2015 годы, утвержденной постановлением КМУ от 16.01.2007 №34, но частично, только в части повышения ответственности.
Этим же пунктом предусмотрено введение института государственных бухгалтеров, что должно предусматривать предоставление такой категории работников статуса госслужащих.
Ознакомившись с положениями ст.57 БК, можно предположить, что теперь регламентирование операций со средствами на счетах, открытых для исполнения бюджета, по окончании бюджетного периода, станет предметом отдельного документа – Порядка закрытия и открытия таких счетов, который будет определяться Госказначейством по согласованию с Минфином.
Принята также дополнительная норма, согласно которой в случае отсутствия соответствующих бюджетных назначений на следующий год, остатки средств специального фонда перечисляются в общий фонд бюджета.
Статьей 58 БК установлено два вида отчетности по операциям с бюджетными средствами: финансовая и бюджетная. Вероятнее всего, что такая градация отчетности начнется с момента вступления в силу П(С)БУ 101, которое устанавливает формы финансовой отчетности.
А к бюджетной отчетности, наверное, будут относиться отчетность распорядителей бюджетных средств об исполнении смет и расчеты по ним и отчетность Госказначейства об исполнении бюджетов, то есть та, которая содержит информацию в разрезе бюджетной классификации.
В заключение хочу всем пожелать легкой работы с нормами нового Бюджетного кодекса Украины.
Т.Афендикова,
главный контролер-ревизор
КРО в г.Стаханове
Коментарів 1