Современная система пенсионного обеспечения в Украине
Разъясняет главный специалист управления поступления доходов Главного управления Пенсионного фонда Украины в Луганской области Валентина Владимировна Минаева:
Вопрос: Существуют ли на сегодня какие-либо "подводные камни" или негативные явления при внедрении накопительной системы?
Ответ: Конечно, как и в любом начинании, при внедрении второго уровня, т.е. накопительной системы, уже на данном этапе можно выявить ее недочеты и в какой-то мере определить меры по их устранению.
Важным и справедливым шагом является приведение минимального размера пенсии по возрасту к установленному размеру прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Но результатом этого являются проявления уравниловки в пенсионном обеспечении. С другой стороны, существует еще одно, противоположное ей по сути явление: неравные условия при назначении пенсий для разных категорий населения, что может считаться проявлением дискриминации. И такое неравенство обеспечивается средствами государственного бюджета, а не только уплатой высшей ставки страховых взносов. Наряду с этим, дискриминационные признаки пенсионного обеспечения проявляются в установлении более низкого пенсионного возраста для женщин, что приводит к соответствующему сокращению продолжительности страхового стажа (особенно, если он определяется преимущественно как трудовой). Особую остроту эта проблема приобретает при внедрении накопительной системы, поскольку меньший трудовой стаж у женщин и, соответственно, более низкая по сравнению с мужчинами заработная плата приводит к тому, что и будущие пенсии женщин значительно ниже.
Также размер будущей пенсии ограничивается наличием такого рыночного феномена, как безработица.
Возможности выхода из этого положения у женщин и мужчин разные вследствие различных причин и социально-демографических характеристик. Например, вероятность быть безработным для мужчин всех возрастных категорий выше по сравнению с вероятностью безработицы для женщин. То есть мужчины больше подвергаются риску безработицы. У замужних женщин вероятность быть безработными ниже, чем у женатых мужчин, поскольку женщины соглашаются быстрее на получение работы на любых условиях и более консервативны относительно самостоятельных увольнений с работы, а работодатели, соответственно, отдают предпочтение нижеоплачиваемой категории работников. Однако, довольно большой риск продолжительной безработицы для женщин с базовым высшим или профессионально-техническим образованием, поскольку именно тогда женщина имеет определенные требования к виду занятости и условиям труда, поскольку у нее есть профессиональный опыт и знания и она не соглашается на лишь бы какие условия, а поскольку профессиональные знания имеют тенденцию к старению, то, потеряв работу, женщина с достаточно высоким профессиональным уровнем имеет меньше шансов быстро найти работу. Это объясняется также предубеждениями работодателей относительно трудоустройства женщин, находящихся в этом статусе длительное время.
Существует еще один аспект дискриминации мужчин. Так, размер средней заработной платы мужчин существенно выше, работают они на 5 лет дольше, а при назначении пенсии эти обстоятельства не учитываются. Принципиальное значение вопрос о границе пенсионного возраста приобретает в связи с запланированным внедрением второго уровня пенсионного обеспечения: она определяет контингент лиц, которые могут стать участниками обязательной накопительной пенсионной системы, а также продолжительность периода накопления и инвестирование взносов.
Хочу подчеркнуть, что, согласно Конвенции № 102 Международной организации труда, пенсия работника с 30-летним стажем должна во всех странах составлять не менее 40 % от последнего заработка. Европейской Социальной хартией при тех же условиях минимальный размер пенсии установлен на уровне 50%. Реальный же уровень пенсий в большинстве развитых стран составляет 65%-75% заработка в последние годы работы пенсионера. Расчеты показывают, что в Украине у пенсионеров, уже находящихся на учете, даже с учетом солидарной части коэффициент замещения будет составлять в 2025 г. – 17 %, в 2030 г. – 22 % и в 2050 г. – только 36 %, а никак не 40 и 50 %.
Все это позволяет сделать вывод, что принятая система пенсионного страхования в ближайшей перспективе не способна обеспечить уровень жизни пенсионеров, отвечающий европейским стандартам. Решить эту проблему невозможно без развития негосударственного пенсионного обеспечения, т.е. третьего уровня.
В этом случае можно оценить возможность внедрения возрастной дифференциации размера взносов в накопительную систему. Предположим, что застрахованные лица, которые будут принимать участие в накопительной системе, в возрасте от 30 до 40 лет будут платить страховой взнос в накопительный фонд с первого года внедрения второго уровня, начиная с 3 %, что позволит им быстрее достичь 7 % уровня отчислений, т.е. на их личных счетах накопится сумма больше, чем это предусматривается проектом закона.
Вопрос: Какие последствия ожидаются от внедрения второго уровня пенсионной системы? Будут ли положительные тенденции в благосостоянии пенсионеров?
Ответ: Действующий порядок начисления пенсий предусматривает, что назначенная средняя пенсия исчисляется, согласно положениям Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с учетом стажа сверх нормы. За каждый полный год страхового стажа свыше 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 % размера пенсии, но не более чем на 1 % минимального размера пенсии по возрасту. С целью увеличения заработанной части пенсии наиболее приемлемым считаем повышение стоимости одного года страхового стажа, поскольку стаж отображает трудовой вклад более объективно, чем заработная плата.
На современном этапе целесообразно ввести прогрессивную шкалу оценки одного года стажа сверх необходимого (20 лет для женщин, 25 – для мужчин): первые 4 года сверх стажа – 1 %, следующие 5 лет – 2 % и начиная с десятого года сверх стажа – 3 %. Перерасчет по такой шкале будет стимулировать граждан к продолжению трудовой деятельности после отрабатывания необходимого стажа и даст возможность существенно повысить размер выплат пенсионерам, имеющим продолжительный стаж. «Перераспределение» стоимости одного года стажа применяется только к его сверхурочной (сверхнормативной) части. На мой взгляд, такую меру следует применять не только к вновь назначенным пенсиям, но и к пенсиям существующих пенсионеров, что позволит сохранить социальную стабильность. Причем вводить дифференциацию оценки года стажа сверх нормы предполагается не раньше 2015 г. для «новых» пенсионеров, поскольку только с 2015 г. в Пенсионном фонде появляются признаки профицита, на протяжении 2015-2020 г.г. целесообразно ввести определенный стабилизационный (резервный) фонд и только с 2020 г. возможно осуществить перерасчет для ранее назначенных пенсий. Это не должно нарушать финансовой стабильности Пенсионного фонда Украины и позволит повысить уровень благосостояния.
Предложенное изменение позволит повысить размер средней пенсии пенсионерам по сравнению с вариантом, рассчитанным при условии сохранения существующей нормативной базы. Применение прогрессивной шкалы стоимости одного года по возможности целесообразно было бы ввести как можно раньше, особенно в отношении существующих пенсионеров, поскольку это объясняется тем, что в советские времена дифференциация заработков была довольно ограниченной и поэтому только таким образом можно повысить определенную социальную справедливость среди существующих пенсионеров.
Учитывая особенности современного пенсионного обеспечения, можно рассмотреть вариант, когда пенсионный возраст для женщин и мужчин устанавливается одинаково в 60 лет при наличии трудового стажа 25 лет. Установление одинаковой границы пенсионного возраста и, соответственно, одинаковой продолжительности необходимого страхового стажа для женщин и мужчин имеет первоочередное значение для выравнивания доходов пенсионеров по статье. Сегодня гендерная дифференциация в размерах пенсий нивелируется тем, что подавляющее большинство пенсионеров получают пенсии на уровне прожиточного минимума. Но ожидаемый в дальнейшем рост размера заработных плат и постепенное превышение пенсиями прожиточного минимума, а также внедрение накопительных пенсионных счетов существенным образом усилят дифференциацию по статье, дополнительно увеличит разрыв между пенсиями женщин и мужчин.
Таким образом уже сейчас возникает острая потребность повышения пенсионного возраста для женщин. Применение гендерной дифференциации позволит женщинам иметь равные возможности участия в пенсионной системе, как и мужчинам, и возможность накопить большие суммы на собственных накопительных счетах.
***
Преимущества получения пенсии через банки
Комментирует заместитель начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности Главного управления Пенсионного фонда Украины в Луганской области Валерия Евгеньевна Швец:
- Действующим пенсионным законодательством Украины пенсионерам предоставлено право выбора учреждения, которое будет непосредственно выплачивать пенсии и помощи. Большинство людей пожилого возраста получают надлежащие им выплаты через отделения почтовой связи, то есть почтальоны обеспечивают доставку денег на дом. Услуги по доставке пенсий оплачивает Пенсионный фонд, и на это уходят значительные средства.
Реальным шагом для эффективного и рационального использования пенсионных средств в процессе проведения пенсионной реформы является дальнейшее развитие системы выплаты пенсий и денежной помощи (по согласию пенсионеров) через их текущие счета в банках. Выплата пенсий через банковские учреждения для Пенсионного фонда осуществляется бесплатно. Поэтому, Фонд направляет свою деятельность на привлечение пенсионеров для получения пенсий через банки.
Перевод пенсий на текущие счета получателей в учреждения банков способствует сокращению срока оборота средств, направленных на выплату пенсий, упрощает контроль их оборота, исключает их использование не по назначению, а самое главное – уменьшает административные расходы органов Пенсионного фонда в связи с бесплатным обслуживанием текущих счетов пенсионеров.
В области получили право выплачивать пенсии более 40 банков, с которыми заключены соответствующие соглашения.
Численность получателей пенсий через банковские учреждения возросла по сравнению с началом года на 7,4 тыс чел, и по состоянию на 1 сентября 2008 г. составляет 258,6 тыс чел, или 34,5 % общей численности пенсионеров.
Руководящим банком по обслуживанию вкладных счетов пенсионеров, особенно в сельской местности является ОАО «Державний Ощадний банк». Значительное количество пенсионеров обслуживаются в АКБ «ПриватБанк», ОАО «Райффайзен Банк Аваль», АКБ «Проминвестбанк».
Пенсионерам предоставлено право выбора банковского учреждения, которое непосредственно осуществит пенсионные выплаты как денежной наличностью в кассах банков, так и через карточные счета.
Обязательным условием для всех банков определено обеспечение доставки, по желанию получателя, выплат по месту проживания. С целью поощрения пенсионеров политика банков предусматривает увеличение размера процентов, начисляемых по остаткам средств на текущих счетах получателей, а также расширение дополнительных услуг качественного обслуживания пенсионеров. Банки по желанию получателя не только обеспечивают выдачу надлежащих ему выплат в удобное время, но и содействуют процессу накопления пенсионерами средств, поскольку в зависимости от продолжительности хранения их на счете увеличивается сумма начисленных процентов.
Банками разработан, непосредственно для пенсионеров, ряд кредитных и депозитных программ.
Украинские банки продолжают расширять сеть, улучшая условия обслуживания своих клиентов – пенсионеров.
Вопрос: Существуют ли на сегодня какие-либо "подводные камни" или негативные явления при внедрении накопительной системы?
Ответ: Конечно, как и в любом начинании, при внедрении второго уровня, т.е. накопительной системы, уже на данном этапе можно выявить ее недочеты и в какой-то мере определить меры по их устранению.
Важным и справедливым шагом является приведение минимального размера пенсии по возрасту к установленному размеру прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Но результатом этого являются проявления уравниловки в пенсионном обеспечении. С другой стороны, существует еще одно, противоположное ей по сути явление: неравные условия при назначении пенсий для разных категорий населения, что может считаться проявлением дискриминации. И такое неравенство обеспечивается средствами государственного бюджета, а не только уплатой высшей ставки страховых взносов. Наряду с этим, дискриминационные признаки пенсионного обеспечения проявляются в установлении более низкого пенсионного возраста для женщин, что приводит к соответствующему сокращению продолжительности страхового стажа (особенно, если он определяется преимущественно как трудовой). Особую остроту эта проблема приобретает при внедрении накопительной системы, поскольку меньший трудовой стаж у женщин и, соответственно, более низкая по сравнению с мужчинами заработная плата приводит к тому, что и будущие пенсии женщин значительно ниже.
Также размер будущей пенсии ограничивается наличием такого рыночного феномена, как безработица.
Возможности выхода из этого положения у женщин и мужчин разные вследствие различных причин и социально-демографических характеристик. Например, вероятность быть безработным для мужчин всех возрастных категорий выше по сравнению с вероятностью безработицы для женщин. То есть мужчины больше подвергаются риску безработицы. У замужних женщин вероятность быть безработными ниже, чем у женатых мужчин, поскольку женщины соглашаются быстрее на получение работы на любых условиях и более консервативны относительно самостоятельных увольнений с работы, а работодатели, соответственно, отдают предпочтение нижеоплачиваемой категории работников. Однако, довольно большой риск продолжительной безработицы для женщин с базовым высшим или профессионально-техническим образованием, поскольку именно тогда женщина имеет определенные требования к виду занятости и условиям труда, поскольку у нее есть профессиональный опыт и знания и она не соглашается на лишь бы какие условия, а поскольку профессиональные знания имеют тенденцию к старению, то, потеряв работу, женщина с достаточно высоким профессиональным уровнем имеет меньше шансов быстро найти работу. Это объясняется также предубеждениями работодателей относительно трудоустройства женщин, находящихся в этом статусе длительное время.
Существует еще один аспект дискриминации мужчин. Так, размер средней заработной платы мужчин существенно выше, работают они на 5 лет дольше, а при назначении пенсии эти обстоятельства не учитываются. Принципиальное значение вопрос о границе пенсионного возраста приобретает в связи с запланированным внедрением второго уровня пенсионного обеспечения: она определяет контингент лиц, которые могут стать участниками обязательной накопительной пенсионной системы, а также продолжительность периода накопления и инвестирование взносов.
Хочу подчеркнуть, что, согласно Конвенции № 102 Международной организации труда, пенсия работника с 30-летним стажем должна во всех странах составлять не менее 40 % от последнего заработка. Европейской Социальной хартией при тех же условиях минимальный размер пенсии установлен на уровне 50%. Реальный же уровень пенсий в большинстве развитых стран составляет 65%-75% заработка в последние годы работы пенсионера. Расчеты показывают, что в Украине у пенсионеров, уже находящихся на учете, даже с учетом солидарной части коэффициент замещения будет составлять в 2025 г. – 17 %, в 2030 г. – 22 % и в 2050 г. – только 36 %, а никак не 40 и 50 %.
Все это позволяет сделать вывод, что принятая система пенсионного страхования в ближайшей перспективе не способна обеспечить уровень жизни пенсионеров, отвечающий европейским стандартам. Решить эту проблему невозможно без развития негосударственного пенсионного обеспечения, т.е. третьего уровня.
В этом случае можно оценить возможность внедрения возрастной дифференциации размера взносов в накопительную систему. Предположим, что застрахованные лица, которые будут принимать участие в накопительной системе, в возрасте от 30 до 40 лет будут платить страховой взнос в накопительный фонд с первого года внедрения второго уровня, начиная с 3 %, что позволит им быстрее достичь 7 % уровня отчислений, т.е. на их личных счетах накопится сумма больше, чем это предусматривается проектом закона.
Вопрос: Какие последствия ожидаются от внедрения второго уровня пенсионной системы? Будут ли положительные тенденции в благосостоянии пенсионеров?
Ответ: Действующий порядок начисления пенсий предусматривает, что назначенная средняя пенсия исчисляется, согласно положениям Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с учетом стажа сверх нормы. За каждый полный год страхового стажа свыше 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 % размера пенсии, но не более чем на 1 % минимального размера пенсии по возрасту. С целью увеличения заработанной части пенсии наиболее приемлемым считаем повышение стоимости одного года страхового стажа, поскольку стаж отображает трудовой вклад более объективно, чем заработная плата.
На современном этапе целесообразно ввести прогрессивную шкалу оценки одного года стажа сверх необходимого (20 лет для женщин, 25 – для мужчин): первые 4 года сверх стажа – 1 %, следующие 5 лет – 2 % и начиная с десятого года сверх стажа – 3 %. Перерасчет по такой шкале будет стимулировать граждан к продолжению трудовой деятельности после отрабатывания необходимого стажа и даст возможность существенно повысить размер выплат пенсионерам, имеющим продолжительный стаж. «Перераспределение» стоимости одного года стажа применяется только к его сверхурочной (сверхнормативной) части. На мой взгляд, такую меру следует применять не только к вновь назначенным пенсиям, но и к пенсиям существующих пенсионеров, что позволит сохранить социальную стабильность. Причем вводить дифференциацию оценки года стажа сверх нормы предполагается не раньше 2015 г. для «новых» пенсионеров, поскольку только с 2015 г. в Пенсионном фонде появляются признаки профицита, на протяжении 2015-2020 г.г. целесообразно ввести определенный стабилизационный (резервный) фонд и только с 2020 г. возможно осуществить перерасчет для ранее назначенных пенсий. Это не должно нарушать финансовой стабильности Пенсионного фонда Украины и позволит повысить уровень благосостояния.
Предложенное изменение позволит повысить размер средней пенсии пенсионерам по сравнению с вариантом, рассчитанным при условии сохранения существующей нормативной базы. Применение прогрессивной шкалы стоимости одного года по возможности целесообразно было бы ввести как можно раньше, особенно в отношении существующих пенсионеров, поскольку это объясняется тем, что в советские времена дифференциация заработков была довольно ограниченной и поэтому только таким образом можно повысить определенную социальную справедливость среди существующих пенсионеров.
Учитывая особенности современного пенсионного обеспечения, можно рассмотреть вариант, когда пенсионный возраст для женщин и мужчин устанавливается одинаково в 60 лет при наличии трудового стажа 25 лет. Установление одинаковой границы пенсионного возраста и, соответственно, одинаковой продолжительности необходимого страхового стажа для женщин и мужчин имеет первоочередное значение для выравнивания доходов пенсионеров по статье. Сегодня гендерная дифференциация в размерах пенсий нивелируется тем, что подавляющее большинство пенсионеров получают пенсии на уровне прожиточного минимума. Но ожидаемый в дальнейшем рост размера заработных плат и постепенное превышение пенсиями прожиточного минимума, а также внедрение накопительных пенсионных счетов существенным образом усилят дифференциацию по статье, дополнительно увеличит разрыв между пенсиями женщин и мужчин.
Таким образом уже сейчас возникает острая потребность повышения пенсионного возраста для женщин. Применение гендерной дифференциации позволит женщинам иметь равные возможности участия в пенсионной системе, как и мужчинам, и возможность накопить большие суммы на собственных накопительных счетах.
***
Преимущества получения пенсии через банки
Комментирует заместитель начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности Главного управления Пенсионного фонда Украины в Луганской области Валерия Евгеньевна Швец:
- Действующим пенсионным законодательством Украины пенсионерам предоставлено право выбора учреждения, которое будет непосредственно выплачивать пенсии и помощи. Большинство людей пожилого возраста получают надлежащие им выплаты через отделения почтовой связи, то есть почтальоны обеспечивают доставку денег на дом. Услуги по доставке пенсий оплачивает Пенсионный фонд, и на это уходят значительные средства.
Реальным шагом для эффективного и рационального использования пенсионных средств в процессе проведения пенсионной реформы является дальнейшее развитие системы выплаты пенсий и денежной помощи (по согласию пенсионеров) через их текущие счета в банках. Выплата пенсий через банковские учреждения для Пенсионного фонда осуществляется бесплатно. Поэтому, Фонд направляет свою деятельность на привлечение пенсионеров для получения пенсий через банки.
Перевод пенсий на текущие счета получателей в учреждения банков способствует сокращению срока оборота средств, направленных на выплату пенсий, упрощает контроль их оборота, исключает их использование не по назначению, а самое главное – уменьшает административные расходы органов Пенсионного фонда в связи с бесплатным обслуживанием текущих счетов пенсионеров.
В области получили право выплачивать пенсии более 40 банков, с которыми заключены соответствующие соглашения.
Численность получателей пенсий через банковские учреждения возросла по сравнению с началом года на 7,4 тыс чел, и по состоянию на 1 сентября 2008 г. составляет 258,6 тыс чел, или 34,5 % общей численности пенсионеров.
Руководящим банком по обслуживанию вкладных счетов пенсионеров, особенно в сельской местности является ОАО «Державний Ощадний банк». Значительное количество пенсионеров обслуживаются в АКБ «ПриватБанк», ОАО «Райффайзен Банк Аваль», АКБ «Проминвестбанк».
Пенсионерам предоставлено право выбора банковского учреждения, которое непосредственно осуществит пенсионные выплаты как денежной наличностью в кассах банков, так и через карточные счета.
Обязательным условием для всех банков определено обеспечение доставки, по желанию получателя, выплат по месту проживания. С целью поощрения пенсионеров политика банков предусматривает увеличение размера процентов, начисляемых по остаткам средств на текущих счетах получателей, а также расширение дополнительных услуг качественного обслуживания пенсионеров. Банки по желанию получателя не только обеспечивают выдачу надлежащих ему выплат в удобное время, но и содействуют процессу накопления пенсионерами средств, поскольку в зависимости от продолжительности хранения их на счете увеличивается сумма начисленных процентов.
Банками разработан, непосредственно для пенсионеров, ряд кредитных и депозитных программ.
Украинские банки продолжают расширять сеть, улучшая условия обслуживания своих клиентов – пенсионеров.
ЛУГАНСЬКПРЕСІНФОРМ