Социально - психологическая служба сегодня
В современной системе образования огромную роль сегодня выполняет социально- психологическая служба. Социально-психологическая служба общеобразовательного учебного заведения - это работа целой команды специалистов: психолога, социального педагога, логопеда, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, педагогов. Деятельность школьной социально-психологической службы ориентирована на решение следующих задач:
1. Решение наиболее острых социально-психологических проблем, связанных с социализацией ребенка в школе и семье.
2. Создание психолого-педагогических условий для успешного обучения каждого ребенка.
3. Создание социально-психологических условий для решения проблем, возникших у конкретных детей в процессе обучения.
4. Создание социально-психологической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психической жизни каждого ребенка, навыков эффективного социального взаимодействия.
Для решения этих задач выделены ведущие направления деятельности, осуществляемые в зависимости от их конкретного содержания администрацией, педагогическим коллективом или специалистами школы.
Первое направление - диагностическая работа, направленная на выявление психолого-педагогических особенностей обучения, поведения и психического развития школьников.
Второе направление - аналитическая психолого-педагогическая деятельность, направленная на адаптацию программ и методик преподавания к данным конкретным ученикам, построение учебного процесса с учетом современных психологических требований.
Третье направление - консультативная работа, направленная на выработку общей педагогической стратегии обучения и общения по отношению к конкретному ребенку с учетом данных социально-психологической диагностики и педагогического наблюдения. Сюда же относится консультирование родителей по вопросам обучения и взаимодействия с детьми.
Четвертое направление - коррекционно-развивающая деятельность.
В рамках данного направления разворачиваются различные формы социально-психологической работы с детьми, осуществляемой психологом и социальным педагогом в соответствии с особенностями периода обучения школьников и спецификой выявленных проблем их обучения, поведения и психологического развития.
На разных этапах обучения детей в школе социально - психологическая служба решает различные задачи по сопровождению школьников и является функциональным подразделением, выполняющим социальный заказ школы -обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений на уровне учителя, классного руководителя, руководства школы.
Она разрабатывает объективные психологические критерии оценки исходных, промежуточных и окончательных результатов педагогической деятельности. Рассматривая вопрос о психологическом обеспечении деятельности педагога, служба учитывает то, что школе сегодня нужен педагог-профессионал, ориентированный на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков.
Именно вопросам активизации деятельности социально-психологических служб общеобразовательных учебных заведений города с помощью активных инновационных форм работы было посвящено заседание «круглого стола» на базе городского методического кабинета Управления образования и воспитания, в котором приняли участие практические психологи и логопеды.
Специалисты поделились друг с другом интересными наработками в области арт- терапии, презентациями по пропаганде здорового образа жизни, видеоматериалами по работе со всеми участниками учебно -воспитательного процесса, затронули вопрос необходимости обеспечения школ социальными педагогами.
Любовь Ланина
методист городского
методического кабинета Управления
образования и воспитания