Я, сталевар Мазай ...
Луганский областной совет решением №26/18 от 29.01.2009 г. поддержал обращение депутатов Стахановского городского совета, Героев Социалистического Труда, шахтеров-ветеранов о праздновании 75-летия стахановского движения в августе 2010 года, утвержденное решением Стахановского городского совета от 24. 04. 2008 г. №660/30. (См. “СЗ” №19 от 07.05. 2008 г.)
Облсовет принял соответствующее обращение к народным депутатам Украины и направил его Верховной Раде Украины шестого созыва.
В решении областного совета предусмотрено выделение финансовых средств в бюджете области на 2010 год на подготовку и празднование 75-летия стахановского движения и содержится рекомендация облгосадминистрации по обращению в Кабинет министров Украины с вопросом финансирования подготовки города Стаханов к проведению торжественных мероприятий в связи с памятной датой.
Газета «Стахановское знамя» в свое время публиковала материалы о продолжателях стахановского движения в разных сферах производства: о Н. Изотове - горная промышленность, П. Кривоносе - движение на ж/д транспорте, П. Ангелиной - известной трактористке. Сегодня мы предлагаем информацию о Макаре Мазае - зачинателе стахановского движения в черной металлургии.
Далекие 30-е годы XX века... Новостройки века: Днепрогес, Запорожсталь, Комсомольск-на-Амуре, движения новаторов производства, и наконец, в сентябре 1935 г. известие о новом производственном рекорде в горной промышленности - мировом рекорде А. Стаханова.
Его последователи возникли в разных отраслях производства: Бусыгин - в машиностроении, ткачихи Виноградовы - в легкой промышленности, Демченко и Гнатенко - в сельском хозяйстве и т. д. В черной металлургии этим героем стал Макар Мазай.
Мазай Макар Никитович родился 13.04.1910 г. в станице Ольгинская Краснодарского края в крестьянской семье. Отец - участник гражданской войны. Макар с 8 лет работал батраком у кулака Чернышева. За кусок хлеба пас коров, чистил лошадей, косил сено. Убежал от хозяина за лучшим заработком в Ростов, Таганрог, Нахичевань.
С четырьмя односельчанами в 1930 г. подался за лучшей жизнью в Мариуполь на металлургический завод. Его друзья испугались огнедышащих печей и вернулись назад в станицу. Макар остался. Завод был основан в 1897 г. Он производил (на то время) нефтепроводные и бурильные трубы, сортовой и листовой прокат, литейный чугун. С 1924 г. завод стал носить имя Ильича.
Макар начал работать третьим подручным сталевара в мартеновском цехе, вечерами доучивался в ликбезе. Опытный сталевар Максим Васильевич Махортов стал его учителем. В 1933 г.
Мазай закончил курсы сталеваров при Днепропетровском горном институте. Вскоре добился выдающихся показателей эффективности мартеновских агрегатов. Рекорд Стаханова затронул в нем желание улучшить свое мастерство.
На первом Всесоюзном Совещании рабочих и работниц стахановцев, которое состоялось в Москве в ноябре 1935 г. выступали сталевары заводов Таганрога, Днепропетровска, Запорожья -Каменского.
Они брали повышенные обязательства в выплавке стали. Мариупольцев там не было, они только примерялись к скоростной лавке и ее пионером стал 26-летний казак-станичник Макар Мазай.
В своей книге « Записки сталевара» (1940г.) Макар писал: «.. .На заводе я научился работать, полнее и явственнее стал понимать цели в жизни, стал учиться, полюбил свой завод, свой цех, свою профессию. Неудивительно, что стахановское движение захватило меня и увлекло...»
Передовыми рабочими на заводе считались Шашкин, Пузырев, Несмачный. Давая за смену 8 - 7 т стали с 1 м2 пода печи. И вдруг молодой Мазай со своими четырьмя подручными получил с 1 м2 пода печи по 12, 7 т, старые рабочие не могли в это поверить. Они попросили директора завода, чтобы следующую плавку Макар провел в их присутствии.
Собрались сталевары Шашкин, Пузырев, Фадеев, братья Селютины, сталевар-ветеран Махортов. На отремонтированной печи углубили ванну, подняли свод. Едва печь опросталась, как ее тут же стали загружать шихтой. Поступавший все время газ поддерживал высокую температуру.
Через 6 часов 50 минут после начала завалки брызнул сноп искр: пошел металл, так каждый квадратный метр пода дал 12,9 т. На заводе первыми инициаторами стахановского движения и скоростного сталеварения стали Пузырев, Толмачев, Шашкин, Моисеенко.
Слава о мазаевских плавках разнеслась по стране. На выучку к Макару ехали сталевары Магнитогорска, Новокузнецка, Днепропетровска, Макеевки, Таганрога. Через газету «Правда» он обратился с призывом организовать Всесоюзное соревнование за увеличение среднесуточной выплавки стали: «С 1 октября по инициативе шести заводов Донбасса и Днепропетровска, мы начали соревнование за выполнение задания выпускать 60 000 т стали и 45 000 т проката в сутки.
Достигнув этого уровня, советская металлургия займет 1 место в Европе по выплавке стали ... Вот уже 20 дней я выполняю свое обязательство, давая в среднем 962 т в сутки при обязательстве и производственной мощности 947 т.
За 20 дней октября я имею в среднем объем стали 9,7 т с 1 м2 пода при обязательстве 7,5 т. А в последние дни давал выше 13 т и не опускался ниже 11т. Из 20 сталеваров нашего цеха нет ни одного, не выполняющего плана. Я, сталевар Мазай, и мои товарищи вызываем всех сталеваров советской страны соревноваться с нами...»
В честь 50-летия со дня рождения наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе он снял с 1 м2 пода печи 15, 5 т стали. Серго поздравил знатного сталевара с победой: «Все это сделано на одном из старых металлургических заводов - писал нарком в своей телеграмме - тем более это по силам новым, прекрасно механизированным цехам.
Отныне речь может идти не о технических возможностях получения такого объема, а подготовленности и организованности людей.» За свой труд Мазай был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
В 1938 г. Макар Мазай был направлен на учебу в г. Москву в Промышленную академию. Он был самым старательным учеником, мечтал стать инженером. Молодой широкоплечий, с открытым взглядом и приветливым лицом взошел Макар на трибуну VIII Чрезвычайного съезда Советов: «Фашисты бешено готовятся к войне против Советского Союза. Для каждого ясно, какую роль в обороне играет сталь.
Вот поэтому я призываю всех сталеваров Советского Союза дать нашей стране столько стали, сколько надо, чтобы залить ею всю фашистскую свору.» Как только началась война Мазай прервал свою учебу в Промакадемии и вернулся на завод, стал к мартену. Выплавленная им сталь косила гитлеровцев в степях Приднепровья, на подступах к Донбассу.
Мариуполь захватили немецко-фашистские оккупанты. На воротах завода появилась вывеска фирмы Круппа - крупнейшей промышленной монополии Германии. Ее развитие проходило вместе с ростом германского империализма. Крупповские заводы представляли вооружения для прусской армии в период французско-прусской войны 1870-71 гг.
Концерн «Крупп» активно участвовал в создании военного потенциала Германии до и во время І мировой войны 1914-18 гг., его владельцы были тесно связаны с главарями германского фашизма, способствовали их приходу к власти. За время ІІ мировой войны 1939-45 гг. «пушечный король» Крупп был одним из ведущих поставщиков вооружения фашистской Германии.
Немецкие промышленники хотели превратить мариупольскую сталь в фашистские танки. Но Мариуполь не дал фашистам стали. Квалифицированные рабочие разбрелись по селам. Те, кто не смог или не успел уйти, делали зажигалки. Гестаповцы выследили Мазая, который из заводского поселка ушел в село.
Его схватили и дали знать представителю фирмы Круппа: «Нам нужна сталь, вам дорога жизнь. Выбирайте: дайте нам сталь - сохраним вашу жизнь, не будете работать - умрете». Мазай предпочел смерть, плюнув в лицо палачам. Он был замучен 13 ноября 1941г.
В ноябре 1948 г. на территории завода ему был установлен памятник.
Во время создания Музея стахановского движения мне довелось побывать в командировке в г. Мариуполе по сбору материала и экспонатов и знатных сталеварах заводов им. Ильича и «Азовсталь». Там я встретилась с дочерью Макара Мазая и внуком, который работал на этом же заводе, как и дед, сталеваром.
В экспозиции городского музея в зале «Стахановское движение 1930-80 гг.» есть витрина о стахановцах металлургах, где достойное место занимает материал о Макаре Мазае и его последователях.
Наталья Будкова,
директор музея